06.04.2018 Заключение учреждения Уполномоченного по правам человека на представление Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О

Заключение учреждения Уполномоченного по правам человека на представление Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года №518-IV

 

Судьей Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области (далее – суд) перед Конституционным Советом Республики Казахстан поставлен вопрос о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

Согласно пункту 5 статьи 47 Кодекса, если достоверность отцовства мужчины, не являющегося супругом матери, установлена, мать ребенка вправе в судебном порядке требовать с него соответствующие денежные средства на расходы по ее содержанию в течение дородового и послеродового периодов

При этом в статьях 147 и 148 Кодекса установлено, что женщине состоящей в браке, а также бывшей супруге алиментные суммы выплачиваются в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка.

Исходя из вышеизложенного следует, что Кодекс утверждает различные подходы к продолжительности выплат денежных средств на содержание беременной и/или родившей женщины, в зависимости от наличия или отсутствия факта зарегистрированного брака.

В этой связи суд полагает, что такое различие подходов к финансовому обеспечению матери и ребенка в зависимости от социального статуса женщины носит элементы дискриминационного характера.

Судом отмечается, что вышеприведенный пункт 5 статьи 47 Кодекса нарушает конституционный принцип недискриминации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Основного Закона Республики Казахстан, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

        Кроме того, как указано судом другие законодательные акты, в том числе Трудовой кодекс, предоставляют женщине в этот период льготы (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет) вне зависимости от ее социального статуса.

Вместе с тем, в представлении приведены положения международных договоров, участником которых является наша страна.

В частности, Конвенцией о правах ребенка определенно, что государства-участники принимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

        Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государства-участники принимают все соответствующие меры с целью обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими.

В статье 24 Международного пакта о гражданских и политических правах утверждается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Учреждение Уполномоченного по правам человека рассмотрев представление суда по вопросу признания неконституционным пункт 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» полагает целесообразным привести его в соответствие с национальным и международным правом с целью обеспечения наилучших интересов матери и ребенка.

FaLang translation system by Faboba