Никто не должен быть забыт при рождении

Никто не должен быть забыт при рождении
6 сентября 2019 года
г. Нур-Султан

5-6 сентября 2019 года в г. Нур-Султане офисом Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан совместно с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) проведена Вторая региональная конференция по вопросам правовой идентичности и предотвращения безгражданства на тему «Никто не должен быть забыт при рождении».

Впервые данная тема была вынесена на обсуждение Казахстана и других стран Центральной Азии 7-8 июня 2018 года в г. Алматы.

В конференции приняли участие более 80 делегатов из стран Центральной Азии, включая омбудсменов Казахстана и Туркменистана, а также представителей омбудсменов Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, неправительственных и международных организаций, правительственных делегаций указанных стран.

Участники обсудили принятые и планируемые меры по устранению проблем в законодательстве и практике по вопросам регистрации рождения и права на гражданство детей, чьи родители не имеют документов, удостоверяющих личность.

К сожалению, такие факты, как было отмечено сотрудниками миграционных служб Казахстана и стран Центральной Азии, имеют место. К примеру, в Казахстане по информации представителя Комитета миграционной службы МВД РК Сулейменова Г., на 1 сентября т.г. постоянно проживают 8 042 лиц без гражданства, из которых 467 детей. По информации УВКБ ООН в Казахстане в 2016-2018 годы было выявлено порядка 5 000 лиц с неопределенным гражданством, среди которых около 300 детей не были зарегистрированы при рождении. В Кыргызстане УВКБ ООН за период с 2014 по 2018 годы выявило около 2150 детей, находящихся в риске безгражданства, в Таджикистане выявлено около 13 500 таких детей.

Азимова Э.А. отметила важность принятия уполномоченными государственными органами мер по решению вопросов безгражданства детей с целью обеспечения им полного доступа к социальным и экономическим услугам.

Конституция Республики Казахстан основной задачей государства ставит защиту семьи, материнства, отцовства и детства (п. 1 ст. 27).

Ранее в апреле т.г. на заседании Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента РК по инициативе Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан были обсуждены вопросы регистрации рождения и права на гражданство и дан ряд рекомендаций Правительству и уполномоченным государственным органампо решению обозначенной проблемы.

В настоящее время Министерством юстиции Республики Казахстан разработаны законодательные поправки, предусматривающие возможность регистрации рождения ребенка в случаях, когда у матери отсутствуют документы, удостоверяющие ее личность. Министр юстиции М. Бекетаев проинформировал участников конференции о том, что данные предложения направлены на рассмотрение заинтересованных государственных органов (Министерство внутренних дел, Министерство образования и науки и другие).

Делегации государственных органов Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в свою очередь, также информировали о принятых в своих странах законодательных и практических мерах.

Как отметила, Региональный представитель УВКБ ООН г-жа Ясуко Ода опыт Казахстана и других стран Центральной Азии будет представлен на семидесятой ежегодной пленарной сессии Исполнительного комитета УВКБ ООН 7-11 октября 2019 года в Женеве, Швейцария (https://www.unhcr.org/2019-executive-committee-session.html).

Все участники конференции сошлись во мнении, что регистрация рождения является важным инструментом реализации конституционной гарантии защиты детства и соответствует принятым обязательствам в рамках ООН о праве ребенка на приобретение гражданства с момента его рождения.

 

 

Совместные выводы

2 Региональная конференция по вопросам права на установление правосубъектности и предотвращения безгражданства -

“Никто не должен быть забыт при рождении”

5-6 сентября 2019 г.

г. Нур-Султан, Казахстан

 

  • Выражая поддержку кампании по искоренению безгражданства #ЯПринадлежу, начатой в 2014 г. по инициативе УВКБ ООН, и признавая значительный прогресс, достигнутый в Республике Казахстан, в Кыргызской Республике, в Республике Таджикистан, в Туркменистане и Республике Узбекистан, в решении проблемы безгражданства, в том числе посредством подтверждения или предоставления гражданства более чем 68 000 лицам в течении последних лет, обеспечения прав лиц без гражданства в своих странах и усовершенствования национального законодательства о гражданстве в соответствии с международными стандартами;

  • Отмечая обязательства, принятые Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан, вытекающие из основных договоров по правам человека, включая: Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о правах ребенка и Конвенцию о правах инвалидов, согласно которым государства-участники должны регистрировать всех детей незамедлительно и без дискриминации[1] и обеспечивать право на приобретение гражданства, что ежегодно, начиная с 2001 г., отмечают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Совет по правам человека[2];

  • Отмечая активное участие стран Центральной Азии в реализации Глобального плана действий в целях снижения и предотвращения безгражданства, включая Действие 1[3] (разрешить существующие масштабные ситуации безгражданства), Действие 2 (обеспечить, чтобы ни один ребенок не рождался без гражданства), Действие 6 (предоставить статус защиты мигрантам без гражданства и упростить их натурализацию), Действие 7 (обеспечить регистрацию рождений в целях предотвращения безгражданства), Действие 9 (присоединиться к Конвенциям ООН о безгражданстве) и Действие 10 (уточнить количественные и качественные данные о группах лиц без гражданства).

  • Принимая во внимание, что Цели ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года, основанные на принципе «никто не должен быть забыт», и, в частности, цель 16.9, направленная на достижение «юридической идентичности для всех, включая регистрацию рождения»;[4]
  •   Отмечая, что по итогам Конференции на уровне министров по вопросам регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения (CRVS) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, состоявшейся в ноябре 2014 года, в которой приняли участие министры стран Центральной Азии, была принята Декларация министров «Получение полной статистической картины» и Региональная рамочная программа действий, подтверждающая цель достижения к 2024 году универсальной и гибкой системы CRVS;[5]

  •   Признавая, что дети в Центральной Азии, рожденные от родителей без легального статуса и документов, удостоверяющих личность, могут остаться незарегистрированными при рождении и могут стать лицами без гражданства в будущем; в то же время как дети, рожденные от родителей, которые не могут предоставить гражданство, могут остаться лицами без гражданства;

  •   Отмечая текущие усилия государств Центральной Азии по улучшению национального законодательства, касающегося регистрации актов гражданского состояния, в целях совершенствования системы регистрации рождений, чтобы гарантировать право каждого ребенка, родившегося на территории, регистрироваться при рождении даже в случае, если их родители не имеют документов и / или лица безгражданства;

  •   Признавая, что количественные и качественные данные о населении без гражданства, лицах с неопределенным гражданством и лицах без регистрации рождений, включая позднюю регистрацию рождений, нуждаются в улучшении для оценки масштабов безгражданства и разработки мер реагирования.

 

Представители правительств стран Центральной Азии согласились предпринять следующие действия к концу кампании #IBelong в 2024 году:

  • Принять активное участие в Сегменте высокого уровня по вопросам безгражданства, отмечающем середину кампании #IBelong, представляя свои достижения и планы на своевременное разрешение любых оставшихся проблем.

 

  • Разработать и реализовать национальные планы действий, которые включат подробные стратегии по прекращению и предотвращению безгражданства.

 

  • Провести мероприятия по выявлению случаев безгражданства по всей стране, чтобы определить их масштаб, и обеспечить разрешение всех выявленных случаев безгражданства.

 

  • Содействовать приобретению или подтверждению гражданства лицам, имеющим на это право, чтобы разрешить все известные случаи безгражданства.

 

  • Создать правовой механизм, согласно которому все дети на территории стран будут зарегистрированы при рождении и получат доступ к гражданству, в том числе в случаях, если в противном случае они останутся лицами без гражданства.

 

  • Принять процедуры определения безгражданства в соответствии с международными стандартами, которые бы вели к правовому статусу лиц без гражданства, гарантировали им реализацию основных прав, а также содействовали их натурализации.

 

  • Внести поправки в законодательство, чтобы обеспечить регистрацию рождения всех детей, рожденных от родителей с неопределенным гражданством или не имеющих документов.

 

  • Мобилизовать усилия по присоединению к конвенциям о безгражданстве и приведению национального законодательства в соответствие с положениями конвенций.

 

  • Включить вопросы для выявления безгражданства в предстоящие национальные переписи населения, улучшить количественные и качественные данные о населении без гражданства с помощью различных методов сбора данных, таких как данные регистрации актов гражданского состояния, целевые обследования и опросы.

 

[1] Туркменистан присоединился к Конвенции 1954 года о статусе апатридов 7 декабря 2011 г. и к Конвенции  Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года 29 августа 2012 г. В статье 29 Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей устанавливает, что “каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет право на имя, регистрацию рождения и гражданство.” В Центральной Азии только Кыргызская Республика и Таджикистан ратифицировали эту конвенцию 29 сентября 2005 г. и 8 января 2002 г. соответственно.

[2] Совет ООН по правам человека. Регистрация рождения и право каждого человека, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности: Доклад Управления Верховного комиссара по правам человека, 17 июня 2014 г., A/HRC/27/22, доступно на: http://www.refworld.org/docid/53ff324e4.html

[3] UN High Commissioner for Refugees (UNHCR), Global Action Plan to End Statelessness, 4 November 2014, available at: http://www.refworld.org/docid/545b47d64.html

[4]  Генеральная Ассамблея ООН, Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года; 21 октября 2015 г., A / RES / 70/1, доступна по адресу: http://www.refworld.org/docid/57b6e3e44.html

[5] ЭСКАТО ООН, Конференции министров по регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (10 декабря 2014 г.), док. E / ESCAP / MCCRVS / 4, доступно на https://undocs.org/ru/E/ESCAP/MCCRVS/4

FaLang translation system by Faboba