Омбудсмен РК провел мониторинг работы общественного транспорта г. Астаны

Омбудсмен РК провел мониторинг работы общественного транспорта г. Астаны

Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил в адрес акима г. Астаны Бахыта Султанова результаты мониторинга работы общественного транспорта в столице в связи с введением электронной системы оплаты за проезд.

Глава государства в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года уделил отдельное внимание предоставлению гражданам качественных государственных услуг, в частности, в сфере обеспечения их транспортной и цифровой инфраструктурой в соответствии с международными стандартами.

С июля т.г. в Астане действует дифференцированный тариф на оплату за проезд в общественном транспорте, согласно которому стоимость проезда при безналичном расчете составляет 90 тенге, а при оплате наличными средствами –
180 тенге. Основная цель введенного новшества заключается в стимулировании жителей столицы к пользованию электронной системой оплаты в рамках программы «Цифровой Казахстан» для минимизации теневого оборота средств, повышения качественных транспортных услуг и пассажирских перевозок.

По сведениям городского акимата, в настоящее время более 93 % пассажиров используют транспортные карты для оплаты проезда.

Вместе с тем, анализ поступающих в Национальный центр по правам человека (НЦПЧ) жалоб, а также сведения в средствах массовой информации и социальных сетях свидетельствуют о наличии сдерживающих факторов в реализации астанчанами права на пользование услугами общественного транспорта в новых условиях. В связи с данным обстоятельством, группа сотрудников НЦПЧ провела его изучение с выездами на конкретные автобусные маршруты, результаты которого в целом подтверждают жалобы граждан.

В частности, нарекания пассажиров вызывают нередкие случаи списания валидаторами двойного тарифа с транспортных карт, а также то, что в «часы пик» вследствие «пробок» они не успевают воспользоваться возможностью бесплатной пересадки, предусмотренной в течение 60 минут после начала первой поездки.

Отдельное внимание обращено на проблемы пополнения транспортных карт, связанных в том числе с недостаточным количеством терминалов. Так, из 30 функционирующих в столице терминалов, на левобережье расположено всего 7 терминалов, 5 из которых сконцентрированы в районе остановочного пункта «Дом министерств». При этом, в районах улиц Сауран, Акмешит, EXPO, им. Ч. Айтматова и других такие терминалы вовсе отсутствуют. Кроме того, были выявлены случаи, связанные с их неисправной работой, в том числе непоступлением в ряде случаев денежных средств на указанные карты при проведении оплаты через терминал.

Определенное недовольство граждан также вызывает использование альтернативных способов пополнения транспортных карт посредством платежных сервисов Qiwi или Kaspi, поскольку оплата через них поступает только в течение
24-х часов. В виду имеющихся технических недоработок также не в полной мере используются варианты оплаты через SMS и QR-коды.

Вышеизложенные обстоятельства вызывают объяснимое недовольство граждан и не способствуют выработке у них объективной оценки, безусловно, положительных новшеств в сфере оказания государственных услуг.

 Мониторингом также установлено, что в автобусах нарушаются правила при посадке и высадке пассажиров. Так, водители осуществляют высадку пассажиров не сразу, а только после окончания посадки других пассажиров через переднюю дверь и проведения ими валидации транспортных карт, что вызывает скопление людей у выхода и их недовольство тем, что они, как правило, не успевают на пересадку на другой автобус. При этом, Правилами перевозки пассажиров автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РК от 08.11.2007, данное новшество не предусмотрено.

Определенный интерес вызывает полученная в ходе бесед с водителями автобусов информация об установлении для них негласного ежедневного плана по приему наличных средств оплаты за проезд. При этом, в ряде случаев пассажирам, оплачивающим проезд наличными, билеты не выдавались. Данные обстоятельства не способствуют достижению предполагаемой минимизации и прозрачности теневого оборота денежных средств в общественном транспорте.

Также по сообщениям граждан, наблюдается сокращение транспортных средств на отдельных маршрутах, вследствие чего там увеличился интервал времени ожидания автобусов. В данной связи вышеупомянутый очень важный 60-минутный льготный лимит на пересадку пассажиров теряет практический смысл.

Особую тревогу вызывают участившиеся дорожно-транспортные происшествия, связанные с нарушением водителями автобусов правил дорожного движения (превышение скорости движения, совершение опасных маневров, разговоры при движении по мобильному телефону и т.д.). Следует отметить, что в большинстве случаев услугами общественного транспорта пользуются пожилые люди, школьники, студенты, жизнь которых подвергается опасности.

Также было выявлено отсутствие в автобусах схем маршрутов и расписания движения, неинформирование по громкой связи об остановках, что существенно ограничивает права пассажиров, прежде всего лиц с ограниченными возможностями, и противоречит Правилам перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

В контексте изложенного Омбудсмен призвал администрацию города к усилению контроля над деятельностью уполномоченного органа, осуществляющего рассматриваемые нововведения и организацию работы в сфере общественного транспорта.

Также было отмечено, что за последние годы в столице по поручению Главы государства внедрены лучшие мировые практики по совершенствованию городской инфраструктуры и оказанию услуг. Именно поэтому пилотный проект «Smart Сity» в сфере общественного транспорта апробируется в столице с целью дальнейшего распространения в других регионах страны. В данном контексте вопросы надлежащего функционирования и предоставления данных услуг приобретают особую значимость.

Пресс-служба аппарата Уполномоченного по правам человека в РК

FaLang translation system by Faboba