Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 6 декабря 2016 года № 384

 

КОНЦЕПЦИЯ
семейной и гендерной политики Республике Казахстан до 2030 года

      Астана, 2016 год

Содержание

      Введение

      1. Анализ текущей ситуации. Актуальные вопросы и основные достижения

      1.1. Достижения и актуальные вопросы в сфере семейной политики

      1.2. Достижения и актуальные вопросы в сфере гендерной политики

      2. Видение развития семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года

      2.1. Зарубежные модели достижения семейной и гендерной политики

      2.2. Основные принципы и подходы в формировании семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года

      3. Цели, задачи, период реализации и целевые индикаторы Концепции

      4. Стратегия реализации семейной и гендерной политики Казахстана

      4.1. Стратегия реализации семейной политики

      4.2. Стратегия реализации гендерной политики

      5. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

      Введение

      В соответствии со Стратегией "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" (далее - Стратегия - 2050) страной взят курс на ускоренную модернизацию и индустриализацию, нашедшие отражение в Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира. Казахстан намерен использовать 15-20 - летнее "окно возможностей" для реализации пяти стратегических направлений: развитие человеческого капитала, совершенствование институциональной среды, становление наукоемкой экономики, формирование современной инфраструктуры и углубление международной интеграции.

      Отнесение человеческого капитала к числу объективно-первостепенных условий социальной модернизации поставило на повестку дня необходимость преобразования экономических, социальных и общественно-политических институтов. В этих целях в 2014 году Правительством утверждена Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года, направленная на создание условий для повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала, а также достижение высокого стандарта качества жизни для всех казахстанцев, в которой отражены стратегические задачи по реформированию социально-трудовых отношений, системы здравоохранения, образования и социальной защиты с отдельным фокусом на социальной поддержке материнства, детства и уязвимых групп семей.

      В период становления Казахстана как демократического государства были сформированы первые общественно-значимые структуры по вопросам женщин, материнства и детства. Казахстан присоединился к основополагающим документам ООН в области расширения и защиты прав и возможностей женщин.

      Принятие и реализация Стратегии гендерного равенства на 2006-2016 годы (далее - Гендерная стратегия) позволили более равновесно подойти к вопросам прав и возможностей не только женщин, но и мужчин.

      По итогам третьего и четвертого периодических докладов о ходе выполнения положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Комитетом ООН была дана положительная оценка созданию законодательной базы по вопросам равенства прав и возможностей для мужчин и женщин.

      Вместе с тем, в сентябре 2015 года Казахстан присоединился к целям устойчивого развития ООН (далее - ЦУР), в которых 12 из 17 целей являются гендерно-чувствительными. Эти цели требуют национальной адаптации и учета в рамках всех стратегических направлений и задач государства.

      В связи с завершением реализации Гендерной стратегии возникли благоприятные возможности увязать новый этап государственной гендерной политики с международными трендами устойчивого развития, национальными стратегическими приоритетами и новыми принципами социальной политики.

      В существующих документах системы государственного планирования институт семьи рассматривается исключительно как объект социальной защиты.

      На новом этапе развития Казахстану важно сформировать собственные подходы в формировании семейной политики, так как среди всех социальных институтов, влияющих на качество человеческого капитала, семья играет важную роль.

      Как показывает международная практика, существенное влияние на уровень функциональной устойчивости семьи оказывают модели гендерных отношений. Чем выше уровень гендерного равенства, тем больше ответственности, паритетности и результативности в выполнении членами семей своих бытовых, экономических, нравственно-воспитательных, защитных и других важных функций.

      Таким образом, становится очевидным, что формирование условий становления современной устойчивой семьи и достижения гендерного равенства является неразрывным процессом социальной модернизации общества.

      Разработка комплексной Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан (далее - Концепция) как связующего звена между действующими концепциями в области конкурентоспособности и социального развития представляется очевидной и обоснованной необходимостью и одним из принципиальных условий успешной интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество.

      Концепция разработана на основе Конституции Республики Казахстан, Стратегии "Казахстан 2050", Плана нации "100 конкретных шагов", Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ЦУР и других ратифицированных международных договоров и соглашений.

      1. Анализ текущей ситуации. Актуальные вопросы и основные достижения

      1.1. Достижения и актуальные вопросы в сфере семейной политики

      Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Казахстана и представляет собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового обеспечения, направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

      За годы реализации Гендерной стратегии достигнута позитивная динамика в расширении прав и возможностей мужчин и женщин, состоящих в брачно-семейных отношениях.

      В целях создания возможностей сочетания семейных обязанностей с трудовой деятельностью в трудовом законодательстве закреплены нормы о правах родителей на гибкие формы занятости и отпуск по уходу за ребенком. Также нашли отражение нормы, закрепляющие особенности регулирования труда женщин, беременных женщин и женщин, имеющих ребенка (детей).

      Наряду с этим, в комплексе мер по поддержке семей с детьми государством осуществляется поддержка посредством социальных пособий и услуг. Система предоставления социальных выплат включает в себя пособия на рождение ребенка и по уходу за ребенком до одного года, на воспитание ребенка-инвалида, государственное пособие на детей до 18 лет, специальное государственное пособие для многодетных матерей и семей.

      В 2008 году введены социальные выплаты на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), а также в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года из системы обязательного социального страхования.

      С 2014 года в целях обеспечения адекватного размера пенсионных накоплений работающих женщин для получателей социальных выплат по уходу за ребенком дополнительно предусмотрено субсидирование обязательных пенсионных взносов.

      В целях оказания содействия воспитанию детей в семье, материального стимулирования усыновителей и воспитателей предоставляются единовременные выплаты гражданам, усыновившим и удочерившим детей- сирот, пособия опекунам или попечителям на содержание ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплаты патронатным воспитателям.

      Эффективность принимаемых государством мер социальной поддержки материнства и детства подтверждается положительной статистикой. Так, в сравнении с 2010 годом рождаемость выросла на 8,8%, если в 2010 году родилось 366,2 тыс. детей, то на 1 января 2016 года - 398,6 тыс. детей.

      Численность населения Казахстана на 1 января 2016 года составила 17,670 млн. человек, в том числе женщин - 9,128 млн. (52%), мужчин - 8,542 млн. (48%). Прирост численности населения за 2015 год составил 266,4 тыс. чел., темп прироста - около 1,5% в год.

      Значительные сдвиги в улучшении состояния репродуктивного здоровья произошли за годы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2011-2015 годы "Саламатты Қазақстан".

      Казахстан досрочно достиг целей развития тысячелетия ООН: материнская смертность снизилась в стране в 3,7 раза (с 45,6 в 2006 г. до 12,3 в 2015 г., на 100 000 родившихся живыми), детская смертность - в 1,5 раза (с 13,9 в 2006 г. до 9,4 в 2015 г., на 1000 родившихся). В перечень гарантированного объема бесплатных медицинских услуг включены услуги раннего скрининга рака молочной железы.

      Принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" существенно расширил спектр услуг, предоставляемых лицам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

      Доступ к бесплатным медико-социальным, правовым и социально-психологическим услугам получили члены семей с инвалидностью, социально-значимыми заболеваниями, освободившиеся из мест лишения свободы, оказавшиеся жертвами насилия и жестокого обращения, одинокие пожилые люди.

      Определенный прогресс достигнут в профилактике бытового насилия. С 1 января 2010 года в Казахстане был введен в действие Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года "О профилактике бытового насилия".

      В стране созданы специальные подразделения по защите женщин от насилия (в 133 из 247 районных отделов внутренних дел введена в штат должность инспектора по делам женщин и детей). С каждым годом растет количество защитных предписаний, которыми воспользовались жертвы домашнего насилия.

      Во всех регионах Казахстана функционируют 28 кризисных центра (17 с приютом), тогда как в 2006 году в 10 регионах действовали только 24 центра, в которых оказывают жертвам насилия бесплатные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические услуги, а также услуги временных приютов. Ежегодно во всех регионах проводятся информационно-просветительские акции "16 дней против насилия в отношении женщин".

      Организована деятельность ресурсных центров поддержки семьи. В системе формального образования получили развитие общественные объединения отцов, участвующих в нравственном и патриотическом воспитании школьников.

      Учрежден День семьи, ежегодно проводится Национальный конкурс "Мерейлі отбасы", утвержден Общенациональный план по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей на 2015 - 2020 годы, который реализуется по трем направлениям: укрепление семейных ценностей, формирование здорового образа жизни, построение Общества всеобщего труда, введен институт Уполномоченного по правам ребенка, призванный обеспечить защиту прав и законных интересов детей.

      Актуальные вопросы

      Несмотря на предпринимаемые государством меры по комплексной поддержке семьи, в обществе происходят следующие тенденции, требующие неотложных решений.

      Разводы и рождение ребенка вне брака имеют тенденцию к увеличению. Распадается почти каждый третий брак. Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. В 2011 году на 160,5 тысяч браков приходилось 44,9 тысяч разводов (28%), в 2015 году на 148,7 тысяч браков приходилось 53,3 тысяч разводов (35%).

      Растет количество монородительских семей. В 2009 году по сравнению с 1999 годом их доля выросла на 6,8%. Из них более 400 тыс. женщин воспитывают более 700 тыс. детей, а более 60 тыс. мужчин - более 300 тыс. детей (15,1% детей проживают с одной матерью, 6,4% детей проживают с одним отцом). Тем самым, каждый 5-й ребенок проживает в монородительской семье.

      Гендерно-обусловленная свобода мужчин приводит к слабому участию отцов в воспитании детей и проблеме выплаты алиментов на содержание ребенка. На 1 января 2016 года на исполнении находится 279 тыс. дел.

      По результатам мульти-индикаторного кластерного обследования (далее - МИКО) в Республике Казахстан за 2015 год только 6,6% детей в возрасте до 5 лет получают поддержку со стороны отцов в процессе своего раннего обучения, в то время как со стороны матерей такую поддержку получают 50,7% детей.

      Мужчины, воспитывающие детей в одиночку, до настоящего времени не имеют тех же прав, которые есть у женщин в аналогичных ситуациях. В процессе обеспечения равных возможностей мужчин и женщин сказывается наличие в обществе стойких стереотипов в отношении социальных ролей мужчин и женщин.

      Определенную распространенность получают "гражданские" и межродственные браки у некоторых представителей этнических групп. Участились случаи закрепления союза мужчин и женщин не в органах регистрации актов гражданского состояния, а в религиозных учреждениях. При этом культивируются неприемлемые семейные ценности, противоречащие современному положению женщины в семье, ее социальной активности и занятости. В дальнейшем в таких семьях происходят конфликты, приводящие к расторжению брака.

      Наблюдаются случаи похищения и насильственной выдачи девушек замуж, что в правовом и светском государстве является преступлением, а не возрождением национальных обычаев и традиций.

      Недостаточно развиты профилактические меры, таким образом, работа с семьей проводится, в основном, по факту наступления трудной жизненной ситуации. При этом, для получения помощи необходимо обращаться в различные инстанции, социальные услуги предоставляются различными ведомствами, и они зачастую оказываются члену семьи с одновременной изоляцией его от семьи. Это влечет потерю семейных связей, снижение уровня социализации члена семьи, тогда как оказываемая помощь должна быть ориентирована на сохранение и укрепление семьи.

      Актуальным остается вопрос репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Около 16% браков являются бесплодными, за что в равной степени ответственны как мужчины, так и женщины. Деструктивное отношение мужчин к своему здоровью, злоупотребление вредными привычками, склонность к рискованному поведению на производстве ведут к хроническим заболеваниям и смертности в экономически активном возрасте. Кроме того, Казахстан занимает первое место по распространенности рака женщин.

      На начало 2016 года для женщин показатель ожидаемой продолжительности жизни составляет 76,9 года, для мужчин - 67,5 лет. Гендерный разрыв составляет 9,4 года.

      Повышаются случаи прерывания нежелательной беременности. В Казахстане каждая пятая беременность заканчивается абортом. В соответствии с МИКО охват женщин контрацепцией находится в пределах 50 %. При этом, показатель неудовлетворенных потребностей в современных методах контрацепции составляет 9,8%.

      Существует проблема ранних браков, подростковой беременности, абортов в раннем возрасте, что особенно распространено в сельской местности. В Казахстане проживают более двух миллионов девочек- подростков и девушек в возрасте до 18 лет, это пятая часть всего женского населения республики. За последние 5 лет зарегистрирован 33 051 случай подростковой беременности, в том числе 9 906 абортов среди девочек от 15 до 18 лет. Число абортов в возрастной группе от 15 до 18 лет остается достаточно высоким и составляет порядка 2 тысяч абортов в год или 0,1% от всего количества девочек-подростков и девушек до 18 лет.

      В обществе участились случаи насилия и жестокого обращения в семье. В среднем каждая третья женщина на протяжении жизни подвергается побоям, сексуальному принуждению или иным видам жестокого обращения.

      В 2015 году в подразделения по защите женщин от насилия, действующие в системе Министерства внутренних дел, обратилось свыше 40 тыс. женщин, из которых более 3,5 тыс. были направлены в кризисные центры для оказания им юридической и психологической помощи. В 2015 году в Казахстане к административной ответственности за совершение правонарушений в семье были привлечены свыше 35 тыс. человек, в отношении 8 тыс. лиц применена мера наказания в виде административного ареста.

      Каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 14 лет испытывает в семье жесткие формы наказания. Две трети школьников испытали или стали свидетелями насилия со стороны учеников или учителей.

      Наиболее актуальной остается проблема физического насилия. В целом по стране 1% детей подвергались суровому виду физического наказания. Особую тревогу вызывают участившиеся факты изнасилования детей.

      Исследование, проведенное Министерством образования и науки в 2011 году по фактам насилия над детьми, показало, что 67 % детей (2 ребенка из трех) не чувствуют себя в безопасности в собственной семье.

      В некоторых школах и семьях (где дети проживают с отчимом/мачехой) существует культура, когда дети хранят молчание о проблемах насилия в силу страха подвергания себя к еще более жесткому насилию или издевательству.

      Несмотря на то, что в Кодексе Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" предусмотрена обязанность должностных лиц государственных органов и организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, принимать меры для защиты его прав и законных интересов, недостаточно развит механизм информирования о фактах насилия.

      1.2. Достижения и актуальные вопросы в сфере гендерной политики

      Мировая практика показывает, что гендерные вопросы являются приоритетными направлениями государственной политики во многих странах. Международное сообщество регулярно отслеживает рейтинги в области гендерного равенства. Одним из наиболее авторитетных является индекс гендерного разрыва Всемирного экономического форума (далее - ВЭФ). Согласно данному индексу ВЭФ Казахстан по итогам 2015 года занимает 47 место из 145 стран.

      С момента присоединения к Пекинской декларации в 1995 году государство целенаправленно взяло курс на формирование гендерной политики. В декабре 1998 года Указом Главы государства была создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин.

      Приняты и реализованы Концепция гендерной политики до 2006 года, Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы, которые позволили сделать дальнейшие шаги по созданию и совершенствованию национального законодательства в интересах гендерного равенства.

      Основным законодательным актом в сфере гендерной политики является принятый в 2009 году Закон Республики Казахстан "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".

      В рамках реализации гендерной политики были приняты следующие меры:

      По данным Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, увеличено количество женщин в выборных органах власти. Так, в Мажилисе Парламента Республики Казахстан в первый год реализации Гендерной стратегии (2006 г.) доля женщин составляла 10,4%, а в завершающем году (2016 г.) она увеличилась до 27,1%.

      В местных представительных органах власти всех уровней представленность женщин в 2016 году достигла 22,2% от общего числа избранных депутатов, в то время как в 2006 году она ограничивалась 16,7%.

      Увеличилось количество регионов, в которых доля женщин-депутатов приблизилась к 30% барьеру. В их число вошли Костанайская (31,6%), Павлодарская (29,6%), Северо-Казахстанская (28,1%), Западно-Казахстанская (26%), Восточно-Казахстанская (25,9%) и Акмолинская области (25,7%). В 2006 году такие показатели регистрировались только в Костанайской области.

      Численность женщин среди всех административных государственных служащих составила 55,2% (в 2005 году - 59,2%). В Швеции данный показатель составляет 71,8%, Франции - 62,3%, Австралии - 57,5%, Японии - 41,9%, в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) - 57,4%.

      Сегодня неправительственные организации играют большую роль в общественно-политической жизни страны. В целом за последние 5 лет по республике было реализовано более 500 социальных проектов в сфере гендерной политики.

      Казахстанский рынок труда характеризуется высокой женской занятостью, наличием квалифицированных работников и низким уровнем безработицы. Если уровень безработицы женщин в 2006 году был 9,2%, то в 2015 году составил 5,7%, женщины составляют 50,3% общей численности наемных работников.

      Соотношение заработной платы женщин относительно мужчин увеличилось с 62 % в 2006 году до 66 % в 2015 году. Для сравнения, в Канаде в 2015 году заработная плата женщин относительно мужской составляла 81,4%, в Чехии - 83,5%, а в Норвегии - 93%. В Казахстане такое соотношение обусловлено тем, что мужчины в большей части работают в сферах промышленности (нефтегазовая, горнодобывающая, обрабатывающая), транспорта и строительства, в которых заработная плата выше среднереспубликанского показателя. В этих секторах зачастую запрещается использование женского труда в связи с наличием тяжелых и вредных факторов.

      Расширяются экономические возможности женщин. Совместными усилиями Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике (далее - Национальная комиссия по делам женщин) и уполномоченных государственных органов в республике сформировался динамичный сектор женского предпринимательства.

      Активная роль женщин проявляется, в первую очередь, в малом и среднем бизнесе (далее - МСБ). До реализации Гендерной стратегии доля женщин в бизнесе составляла 38%, на сегодня - 50%. Согласно статистическим данным 44,2% всех действующих субъектов МСБ страны возглавляют женщины (в Великобритании данный показатель - 20%, в Канаде - 15,5%, Южной Корее - 35,9%), которые обеспечивают 31% всех рабочих мест в секторе МСБ Казахстана.

      Женское предпринимательство охватывает оптовую и розничную торговли, где их доля составляет 60,5% от общего числа таких предприятий, 61,1% предоставляют операции с недвижимым имуществом, 21,1% — в сельском хозяйстве.

      На сегодняшний день развитие женского бизнеса осуществляется через государственные программы "Дорожная карта занятости 2020", "Дорожная карта бизнеса 2020", а также различные программы международных финансовых институтов и Фонда развития предпринимательства "Даму".

      В 2015 году между Правительством Республики Казахстан и Европейским Банком Реконструкции и Развития (далее - ЕБРР) подписано Соглашение о реализации программы "Женщины в бизнесе". Программа направлена на повышение конкурентоспособности и развитие женского предпринимательства как с точки зрения доступности финансирования, так и в отношении доступа к ноу-хау. Общая стоимость программы 49,2 млн. долларов США, из них 41 млн. в виде кредитных линий банкам второго уровня выделяет ЕБРР в целях перекредитования предприятий, возглавляемых женщинами.

      Принятые меры позволили Казахстану занять 26 место по показателю "Работающие женщины, доля по отношению к мужчинам" глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ (2015г.).

      Законодательство Республики Казахстан в области образования предусматривает равный доступ и возможности для мужчин и женщин в получении качественного образования. По оценкам ВЭФ уровень гендерных разрывов в сфере образования в Казахстане является минимальным.

      Гендерное равенство соблюдается при получении технического и профессионального образования, а также при поступлении в высшие учебные заведения на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом.

      На сегодня в 38 высших учебных заведениях в рамках вариативного компонента специальностей в области "Образование", "Гуманитарные науки", "Право", "Социальные науки, бизнес и экономика" разработаны и внедрены 60 элективных курсов, рассматривающих вопросы гендерного равенства.

      По государственным образовательным грантам в высших учебных заведениях обучаются 128,5 тысяч человек, из них 60% девушек (в Австралии - 58,7 %, Бельгии - 60,7%, Финляндии - 59,5%, Японии - 45,4%, Турции - 50%1); за рубежом, в рамках стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" обучается 1 894 стипендиата, из них 49,5% женщин.

      Женщины получили больше возможностей для занятий спортом на профессиональном уровне, принесли Казахстану 47% олимпийских наград на летних Олимпийских играх в Бразилии. По национальным видам спорта в составе национальной сборной 40 женщин, из которых трое стали победителями и призерами на чемпионатах мира, по инвалидным видам спорта в составе 145 женщин, две из которых стали призерами мировых первенств.

      В рамках Закона Республики Казахстан "О миротворческой деятельности Республики Казахстан" в казахстанской миротворческой бригаде проходят воинскую службу 107 женщин. Доля военнослужащих- женщин в казахстанской армии составляет 13,2%, в том числе их доля в офицерском составе - 5,6%, 14 женщин имеют воинское звание полковника, 4 женщины занимают руководящие должности высокого ранга. Для сравнения, доля женщин в армии Канады составляет 12%.

      Актуальные вопросы

      Наряду с достигнутыми успехами сохраняют актуальность проблемы, в которых регистрируются высокие гендерные разрывы и дисбалансы. Так, по оценкам ВЭФ, показатели в сферах расширения политических возможностей и социально-экономического участия Казахстана имеют средний уровень гендерных разрывов. В долгосрочной перспективе они могут сказаться на конкурентоспособности национального человеческого капитала.

      ___________________

      1 По программе бакалавриата или эквивалентной программе, по состоянию на 2014 год.

      Низкий уровень представленности женщин на всех уровнях принятия решений.

      В настоящее время из 411 действующих политических государственных служащих лишь 40 являются женщинами или 9,7% (в 2005 году - 11%). В странах ОЭСР в 2015 году женщины, в среднем, занимали 29,3% постов министров.

      Не прослеживается больших изменений в представленности женщин на руководящих должностях в местных (территориальных) исполнительных органах.

      Наряду с этим в Казахстане все еще наблюдается недостаточная представленность женщин на руководящих позициях корпоративного сектора. По данным Всемирного Банка, лишь в 9,8% крупных корпорациях женщины занимают высшие руководящие посты. В крупнейших мировых компаниях женщины составляют около 41% из общего числа работников, но лишь 19% занимают должности высшего руководящего звена и 12% должности в правлении.2

      Практически не произошло никаких изменений в отраслевой гендерной сегрегации. Женщины, по-прежнему, составляют более 70% наемных работников в сфере здравоохранения, образования и социальных услуг, в то время как представленность женщин в финансовом и государственном секторах составляет чуть больше половины. Традиционно данные виды секторов менее доходные по сравнению с "мужскими отраслями", такими как строительство, нефтегазовый сектор, добывающие производства, транспорт и т.д.

      Несмотря па то, что размер средней заработной платы работающих женщин по отношению к мужчинам увеличился с 62% в 2006 году до 67% в 2015 году, разрыв в средней заработной плате мужчин и женщин остается на уровне 33%.

      Очень низок уровень привлечения женского труда в инновационные, инфраструктурные и высокотехнологичные проекты и программы. В рамках реализации Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на текущий момент из 18 тысяч рабочих мест 1 998 (11%) занимают женщины.

      Наличие ограничений для женщин на работы с тяжелыми и опасными условиями труда негативно влияет на доступ женщин к высокооплачиваемым профессиям. Утвержденный список работ, на которых запрещается применение труда женщин в Казахстане, по сравнению со странами СНГ является одним из самых обширных.

      ___________________

      2 Предварительный обзор ОЭСР "Обзор гендерной политики" (август 2016 года)

      Остается актуальным вопрос расширения экономических возможностей сельских женщин, которые лишены доступа к общественным, государственным ресурсам и услугам. По данным национальной статистики, каждая третья сельская женщина Казахстана является самозанятой и живущей доходами от ведения натурального хозяйства, к которым отнесено и личное потребление. Доходы, к которым относится и личное потребление, изначально лишают женщин возможности инвестировать средства в человеческий капитал для возвращения в реальный сектор экономики.

      Существует проблема стереотипности в выборе девушками предметов и направлений обучения, которая в дальнейшем "находит свое отражение в структуре занятости, характеризующейся концентрацией женщин в таких традиционно женских областях, как здравоохранение и сфера услуг"3.

      ___________________

      3 Итоги объединенных третьего и четвертого периодических докладов Казахстана о ходе выполнения положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Комитетом ООН (2014 год).

      В настоящее время в 798 учебных заведениях технического и профессионального образования обучение ведется по 183 специальностям и 463 квалификациям, 47,7% учащихся составляют девушки. Из них сельскохозяйственным специальностям - 24,1%, техническим и технологическим - 35,6%, гуманитарным - 39,2%, педагогическим - 15,5%, медицинским - 78,0% женщин.

      Введение гендерно-чувствительных элективных курсов должно изменить традиционное профессиональное самоопределение молодых людей. Однако заметных перемен в структуре гендерной сегрегации молодежи в профессиональном образовании не наблюдается. Гендерная экспертиза учебников и программ не вошла в систему оценки и допуска источников обучения.

      2. Видение развития семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года

      2.1. Зарубежные модели достижения семейной и гендерной политики

      Анализ развития зарубежных стран показывает, что единой универсальной модели в сфере семейной и гендерной политики в мире не существует. Каждая страна, учитывая сложившуюся систему государственного управления, национальные особенности и культуру, формирует собственную семейную и гендерную политику.

      Зарубежные модели достижения семейной политики

      По статистическим данным ОЭСР государственные расходы на поддержку семей в странах ОЭСР осуществляются путем прямых выплат (пособий), финансирования услуг и снижения налогового бремени семьям. Так, в 2011 году среднее значение государственных расходов на поддержку семей в странах ОЭСР составило 2,55% (в % ВВП), из них на осуществление прямых выплат (пособий) - 1,35%, финансирование услуг - 0,95%) и снижение налогового бремени семьям - 0,25%.

      На современном этапе в развитых странах ОЭСР выделяют три модели семейной политики, где особая роль уделяется вопросам защиты семьи: либеральная, консервативная и социально-демократическая.

      Либеральная модель социальной политики характерна для Великобритании, Ирландии, Швейцарии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и США. В данных странах государству отводится вспомогательная роль в социальном обеспечении семьи, предоставляется помощь лишь наиболее нуждающимся семьям. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь нуждающимся.

      Материальная поддержка одиноким родителям в Великобритании оказывается родителям до достижения ребенком 16 лет: пособие на детей, бесплатные услуги здравоохранения, преимущественное право на получение жилья. В Австралии одинокие родители, в том числе и отцы, получают государственную помощь, при этом размер этого пособия зависит от их заработка. Особые категории пенсий получают вдовы с несовершеннолетними детьми и те, которым уже исполнилось 50 лет.

      В Великобритании на каждого ребенка после его рождения предоставляется 26 недель полностью оплачиваемого отпуска, затем 6 недель - с 90% оплатой и еще 20 недель - с фиксированной ставкой. В Канаде отпуск по беременности и родам составляет 35 недель, поделенный между родителями. Оплата отпуска в Канаде осуществляется системой социального страхования.

      Насилие в отношении детей в США регулируется законодательством, в соответствии с которым одному из супругов, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с женой/мужем и детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения в плохом обращении с детьми. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это - прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия.

      В рамках консервативной модели семейной политики реализуются три подхода. "Активная" поддержка характерна для Бельгии и Франции (одновременно сочетаются развитый сектор по уходу за ребенком, длительные оплачиваемые отпуска и существенные денежные пособия на детей разного возраста). Подход "лимитированной поддержки" распространен в Германии и Австрии (менее сбалансированная схема пособий и сети дошкольных учреждений по уходу за детьми). "Семейный" подход свойственен Италии, Испании и Португалии (низкие показатели социальной поддержки семьи, объем пособий незначителен, отпуска по уходу за ребенком сравнительно длительные, но низкооплачиваемые).

      Декретный отпуск во Франции длится 16 недель (с полной зарплатой), 6 из которых должны быть взяты до рождения, в то время как отцовский отпуск позволяет взять всего 11 дней подряд. Начиная с 3-го ребенка, декретный отпуск длится 26 недель для женщин и 18 недель для мужчин.

      Законодательство Бельгии предусматривает 15 недель декретного отпуска, который оплачивается работодателем на 82% от заработка в первый месяц. Остальная часть отпуска оплачивается по взаимной системе страхования на уровне 75% от прежнего заработка. Отпуск по уходу за ребенком составляет 10 рабочих дней, которые должны быть выбраны в течение месяца, следующего за рождением. Расходы на уход за ребенком не подлежат налогообложению до достижения ребенком 12 лет. Для детей от 2,5 до 6 лет посещение школ бесплатное (в рабочее время).

      В Германии родители сохраняют две трети предыдущего заработка на период одного года после рождения ребенка, при этом дополнительно оплачиваются 2 месяца, если отцы тоже берут отпуск по уходу за ребенком.

      Страны консервативной модели активно проводят профилактику насилия в отношении женщин и детей посредством тесного сотрудничества полиции, прокуратуры, судей и кризисных центров.

      Социально-демократическую модель или скандинавскую модель семейной политики представляют такие страны, как Дания, Норвегия, Швеция, Исландия и Финляндия, в которых имеются универсальные гарантии дохода со стороны государства и высокоразвитая система предоставления услуг по уходу за детьми. Основная часть расходов государства направлена на удовлетворение потребностей социального назначения.

      В структурах государственного управления на национальных и местных уровнях созданы специальные уполномоченные органы по вопросам женщин, семьи, детства, гендерного равенства.

      Государственная поддержка в зарубежных странах оказывается родителям до достижения детьми совершеннолетнего возраста. Так, в Швеции родители получают государственные пособия до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

      Родители имеют право разделить 18 месяцев оплачиваемого родительского отпуска по уходу за ребенком, во время которого их заработная плата компенсируется в равных долях правительством и работодателем. Для поощрения родителей, как минимум 3 месяца из 18 должны быть использованы вторым родителем, как правило, отцом.

      В целях устранения насилия в отношении женщин, насилия со стороны близкого партнера и бытового насилия Правительством Финляндии разработан "План действий по сокращению насилия в отношении женщин на 2010 - 2015 годы". Меры, принятые в рамках данного Плана действий, включают в себя увеличение и улучшение услуг приютов, ограничение использования медиации в преступлениях, связанных с насилием со стороны близкого партнера. В Дании создано несколько новых интернет-ресурсов, в частности, Министерство по делам детей, образования и гендерного равенства создало сайт "Насилие в отношении женщины", который представляет консультации, информацию и данные по таким преступлениям.

      Зарубежные модели достижения гендерного равноправия

      Опыт стран, прошедших через социальную модернизацию, говорит о том, что успех ее проведения напрямую коррелируется с достижением гендерного равенства в обществе и семье.

      Существует четыре подхода в установлении гендерного равенства4:

      "гендерное интегрирование" - охватывает все аспекты социально-экономической жизни, политическую, частную, гражданское общество и т.д. (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия). Интегрирование принципа гендерного равноправия подразумевает, что определенные взгляды на равноправие становятся частью политики во всех сферах. Гендерное равенство включает в себя справедливое распределение власти и ресурсов, а также равную оценку действий и нужд мужчин и женщин. На практике это означает, что права женщин, условия и социальный статус должны учитываться в сравнении с соответствующими правами, условиями и статусом, которыми обладают мужчины.

      ___________________

      4 Основные этапы формирования концепции гендерной политики и модели паритетной демократии в Украине - А. Толстокорова, Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, Выпуск № 2 / 2009

      Гендерно-ориентированное бюджетирование осуществляется во многих странах ОЭСР и является инструментом оценки воздействия государственного бюджета, который предусматривает анализ гендерно- ориентированных ассигнований, направленных на достижение равенства возможностей мужчин и женщин в сфере государственных услуг.

      Так, к примеру, Правительство Швеции выделило 26 миллионов шведских крон на четырехлетний период для реализации Стратегии гендерного равенства в государственных органах на 2015 - 2018 годы;

      "модель пересечения" - характерна для европейских стран (Бельгия, Франция), строящих свою политику на традициях позитивных действий по отношению к женщинам. Под данную модель подпадают три страны - Франция, Бельгия и Испания. Однако данные страны имеют различия в подходах. Во Франции инициатива происходит напрямую от гражданского общества к институтам власти, а в Бельгии - от институтов власти к обществу.

      Так, в Бельгии введена должность Государственного секретаря по социальной эмансипации с двумя целями: продвижение равных возможностей между мужчинами и женщинами, а также консультации правительства по данным вопросам. Функционируют институт равенства мужчин и женщин, а также Федеральный совет равных возможностей, которые осуществляют мониторинг ситуации с точки зрения равенства между мужчинами и женщинами.

      Во Франции действует Высший совет по вопросам равенства между женщинами и мужчинами;

      модель "равенство за пределами гендера" - базируется на понимании того, что неравенство выходит за пределы гендера, охватывая и другие категории: возраст, дееспособность, национальность и т.д., которые также нуждаются в восстановлении баланса (Великобритания). Данная модель предполагает взаимовлияние экономического развития и гендерного равенства. При этом, экономический рост способствует разрушению жесткой системы гендерного разделения труда, которое происходит вследствие расширения возможностей на рынке труда для женщин, расширению участия женщин в предпринимательстве, равному доступу к образованию и здравоохранению;

      модель "союзных стимулов" - новая модель, возникшая в ответ как на требования "снизу" (женские организации и сообщества), так и "сверху" - международные статусы, финансы, инвестиции. Данная модель предполагает достижение равноправия мужчин и женщин через социальное партнерство между государством и гражданским обществом и включение в данный процесс широкого участия неправительственных организаций.

      В Польше функционируют 250 неправительственных женских организаций, самые крупные из них - ассоциация сельских домохозяек и лига польских женщин (обе организации объединяют около 1 миллиона членов). Наиболее активны центр поддержки женских организаций, а также центр защиты женских прав.

      В Республике Корея для расширения представительства женщин в рамках проекта национальной политики "Ускорение будущих лидеров- женщин" собрана база данных, состоящая из 100 000 женщин.

      2.2. Основные принципы и подходы в формировании семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года

      Основные принципы и подходы в формировании семейной политики

      На современном этапе развития Казахстану как полиэтническому и многоконфессиональному государству, в котором признаются принципы и ценности духовно-нравственных традиций других национальностей, важно определить принципы и подходы семейной политики.

      Институт семьи в казахстанском обществе формируется не только под воздействием собственных социокультурных, экономических и политических условий, но также и под влиянием ряда внешних факторов, свойственных эпохе информационного общества.

      Семья - не только важнейшая группа, которая сопровождает весь жизненный цикл человека, но также и основа стабильного и устойчивого развития самого общества и условие благополучия государства. Семья имеет много проекций в реальной жизни - от нравственно-духовной до финансово-экономической. Она выполняет подавляющее число функций, связанных с репродукцией, воспитанием, разносторонней социализацией, передачей традиций, сохранением этнокультурных традиций.

      В семье развиваются трудовые навыки, вырабатываются определенные установки на ценности жизни человека в обществе, закладываются основы экономического мышления, формируется психологический микроклимат, который оказывает воспитательный характер.

      В зависимости от региональной специфики, "возраста" семьи, уровня образования супругов определяются установки на структуру и численность семейной группы, на родительство, на профессиональную занятость супругов, на вовлеченность членов семьи в общественную жизнь, на распределение внутрисемейных функций и обязанностей.

      Казахстанский подход предполагает создание государством условий для расширения возможностей самостоятельного развития семьи и преодоления семьей трудных жизненных ситуаций путем достижения гендерного равенства в семейных отношениях. Необходимым условием является выстраивание подлинно равноправных отношений между мужчиной и женщиной не только на публичном уровне в сфере трудовых отношений, но и в приватной сфере внутри отдельно взятой семьи.

      Сегодня к женщинам в обществе при исполнении трудовых функций устанавливаются одинаковые с мужчинами требования. Однако в семейно-бытовых отношениях наблюдается сохранение гендерного стереотипа мужской привилегированности. Наряду с этим, в современных условиях оба родителя должны нести одинаковую ответственность за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. При этом важно сохранение положительных семейных традиций и нравственно-духовных ценностей, характеризующих, в том числе, этнокультурную идентичность.

      Для укрепления института семьи и улучшения благополучия всех членов семьи государственная семейная политика Казахстана способствует улучшению доступа и качества социальных услуг для семей с детьми, монородительским семьям; созданию рабочих мест с равным доступом и оплатой отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей (одиноких родителей); искоренению бедности через адекватный уровень оплаты труда, пенсионных выплат и социальных пособий; продвижению принципов совместной ответственности внутри семьи.

      Реализация семейной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:

      1) равенства прав, возможностей и обязательств супругов в выполнении семейных функций;

      2) доступности условий для наилучшего функционирования семьи;

      3) самостоятельности семьи в принятии решений относительно своей жизни;

      4) ответственности семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и сохранение его здоровья;

      5) партнерства семьи, общества и государства;

      6) адресности и инклюзивности в реализации государственной семейной политики с учетом нужд и потребностей семей;

      7) нулевой терпимости ко всем видам бытового насилия;

      8) нетерпимости к аморальному поведению в обществе.

      Основные принципы и подходы в формировании гендерной политики

      Современная государственная политика Казахстана, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.

      Как показывает мировая практика, эффективность реализации гендерной политики напрямую зависит от раннего восприятия подрастающим поколением пропагандируемой идеологии, стереотипов поведения, духовных ценностей.

      Таким образом, от качества воспитания молодого поколения в большой степени зависит его мировоззрение и отношение к политике государства в различных сферах общественной жизни.

      Расширение прав и возможностей как женщин, так и мужчин для максимально эффективного стимулирования более инклюзивного и устойчивого развития общества требует четкого комплексного видения гендерного равенства в обществе.

      Совершенно очевидно, что логическим звеном внедрения комплексного гендерного подхода должно стать повышение компетентности представителей властных структур, частного и гражданского сектора в вопросах гендерного равенства, экспертизы и оценки.

      Реализация гендерной политики в Республике Казахстан будет осуществляться на принципах:

      1) обеспечения равенства пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами вне зависимости от пола;

      2) недопущения дискриминации, гендерной ассиметрии в государственной и общественной жизни;

      3) формирования гендерного самосознания и искоренения гендерных стереотипов в обществе.

      3. Цели, задачи, период реализации и целевые индикаторы Концепции.

      Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семей, создание необходимых условий, способствующих физическому, интеллектуальному, духовному, нравственному развитию семей и их членов, охрана материнства, отцовства и детства.

      Целями государственной гендерной политики являются достижение паритетных прав, выгод, обязанностей и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку.

      Для достижения поставленной цели по государственной семейной политике необходимо обеспечить решение следующих задач:

      1) совершенствование законодательства в сфере семейной политики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями ООН, ЦУР и ОЭСР;

      2) устранение разрывов в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин, а также обеспечение необходимых условий для охраны их здоровья, включая планирование семьи;

      3) обеспечение прав и охраны интересов детей, содействие их физическому, интеллектуальному и духовному развитию;

      4) формирование позитивного образа семейной жизни, повышение духовно-нравственных ценностей общества, усиление воспитания подрастающего поколения;

      5) повышение эффективности системы защиты семей, нуждающихся в социальной защите, в том числе семей с несовершеннолетними детьми;

      6) снижение фактов насилия ко всем членам семьи, в том числе по признаку пола;

      7) повышение качества государственных социальных услуг, предоставляемых семье, до уровня стран ОЭСР.

      Для достижения поставленной цели по государственной гендерной политике необходимо обеспечить решение следующих задач:

      1) совершенствование законодательства в сфере гендерной политики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами, рекомендациями ООН, ЦУР и ОЭСР;

      2) создание механизмов и условий для эффективного планирования и координации действий центральных и местных органов власти по реализации гендерной политики;

      3) обеспечение 30% представительства женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений;

      4) обеспечение условий для увеличения доли женщин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и пр.);

      5) расширение участия женщин в экономике через создание равного доступа к рынку труда, финансовым и иным ресурсам;

      6) оказание целевой поддержки женщинам в сельской местности через механизмы развития женского предпринимательства;

      7) обеспечение научно-методического сопровождения семейной и гендерной политики и непрерывного всеобщего гендерного просвещения населения;

      8) обеспечение условий, влияющих на сокращение гендерного разрыва в средней заработной плате мужчин и женщин;

      9) экспертиза и оценка на предмет внедрения гендерных подходов в систему государственного и бюджетного планирования и их учет при разработке нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

      10) расширение участия женщин в обеспечении мира и безопасности.

      Периоды реализации:

      На первом этапе (2017 - 2019 годы) планируется обеспечить реализацию мероприятий по дальнейшему развитию достигнутых результатов в семейной и гендерной политике, которые будут предусмотрены в Плане по реализации Концепции гендерной и семейной политики на 2017-2019 годы.

      На втором этапе (2020 - 2022 годы) планируется начать реализацию долгосрочных задач и мероприятий семейной и гендерной политики Казахстана.

      На третьем этапе (2023 - 2030 годы) будут реализованы долгосрочные задачи и мероприятия семейной и гендерной политики Казахстана, направленные на достижение целей устойчивого развития, в свою очередь, способствующие вхождению в число 30-ти самых развитых государств мира.

      Целевые индикаторы:

      1. Гендерный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин относительно женщин к 2020 году составит 8,5 лет, к 2023 - 8 лет, к 2030 - 7 лет.

      2. Доля расторгнутых браков на количество зарегистрированных браков к 2020 году составит 32%, к 2023 - 30%, к 2030 - 25%.

      3. Коэффициент абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста к 2020 году составит 17,0, к 2023 - 15,0, к 2030 - 10,0.

      4. Снижение зарегистрированных фактов бытового насилия в отношении женщин в 2020 году - на 20%, к 2023 - на 30%, к 2030 - на 50%.

      5. Снижение зарегистрированных фактов насилия в отношении детей в 2020 году - на 20%, к 2023 - на 30%, к 2030 - на 50%.

      6. Доля средней заработной платы женщин к заработной плате мужчин составит в 2020 году - 70%, в 2023 - 73%, в 2030 - 75%.

      7. Доля женщин относительно мужчин, владеющих материальным активом (земля, имущество, предприятия, ИП и пр.), к 2020 году увеличится на 5%, к 2023-на 7%, к 2030-на 10%.

      8. Доля женщин в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах на уровне принятия решений составит к 2020 году 22%, к 2023 - 25%, к 2030-30%.

      9. Доля женщин в обеспечении мира и безопасности составит к 2020 году - 8%, к 2023 -8,5%, к 2030 - 10%.

      4. Стратегия реализации семейной и гендерной политики Казахстана

      4.1. Стратегия реализации семейной политики

      Формирование эффективной системы охраны здоровья семьи, совершенствование системы семейного воспитания, образования и досуга, развитие системы социального обслуживания семей с детьми станут главными приоритетами семейной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

      Укрепление института семьи посредством формирования семейных отношений, основанных на равном партнерстве мужчин и женщин

      Вопросы положительного образа семьи и брака, семейного воспитания станут одним из главных направлений государственной политики.

      Будет усилена работа по продвижению семейных ценностей и традиций, сохранению преемственности поколений через организацию культурно-просветительских, культурно-массовых мероприятий.

      С целью укрепления института семьи будет усовершенствовано законодательство Республики Казахстан, обеспечивающее равенство прав и возможностей мужчин и женщин в сфере семейных отношений, защиты материнства и детства, повышения ответственности родителей за воспитание детей.

      Будет рассмотрен вопрос определения институциональной структуры по изучению проблем семейной политики в целях проведения многоплановых исследований положения семьи в Казахстане с определением перспектив и направлений развития.

      В целях профилактики социального сиротства будет активизирована работа по развитию альтернативных форм семейного устройства воспитанников детских домов, таких как опека, попечительство, патронат, усыновление, приемная семья, а также по созданию детских домов семейного типа.

      Получат развитие услуги медиации и социально-психологического сопровождения семьи в условиях конфликта или затруднительной жизненной ситуации. Будет рассмотрен вопрос введения института психологов-медиаторов.

      С целью полноценной реализации воспитательной функции семьи будут приняты меры по развитию детского кинематографа, театров, музеев литературы и выставок.

      Через механизм ГЧП будет развиваться сеть качественных и недорогих организаций по услугам раннего развития и дошкольного воспитания детей, ухода за пожилыми родителями и обеспечения их досуга.

      В рамках законодательного урегулирования будет рассмотрен вопрос сокращения рабочего времени для родителей, имеющих несовершеннолетних детей.

      С привлечением всех заинтересованных сторон будет разработана модель компетенций родителей, в том числе родителей-одиночек. Будут усилен институт отцовства и обеспечены равные условия для реализации прав отцов, воспитывающих детей.

      В организациях всеобщего, профессионального и дополнительного образования будет сформирована культура равнопартнерских отношений в семье в процессе учебно-воспитательной работы.

      Во всех научно-популярных изданиях, финансируемых в том числе и за счет бюджетных средств, будет создана постоянно действующая рубрика о равном участии родителей в воспитании и социализации детей.

      В рамках предусмотренного государственного социального заказа будет активизирована деятельность неправительственных организаций в сфере оказания профессиональной помощи семьям (ресурсной поддержки семьи, кризисные центры, телефоны доверия и др.).

      Повышение качества и расширение спектра вспомогательных услуг для семьи

      Расширение вспомогательных услуг для семьи будет сопровождаться дальнейшими мерами, направленными на снижение бедности и социального неблагополучия в семьях.

      Трудоспособные члены монородительских, многодетных и малообеспеченных семей будут охвачены мерами содействия занятости и профессиональной подготовкой в приоритетном порядке.

      Для повышения занятости женщин будут реализованы меры по расширению охвата дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 года до 3 лет, что создаст благоприятные условия для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.

      Получат развитие формы занятости для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в частности, занятость па условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому для граждан с высокой семейной нагрузкой (одиноких, многодетных родителей).

      В целях поддержки работающих родителей в школах будет рассмотрен вопрос открытия групп продленного дня для детей из семей, где оба родителя работают, или социально уязвимых семей. Увеличится доступ детей к услугам дополнительного образования.

      Дети из групп риска и дети, находящиеся в социально опасном положении, будут вовлечены в спортивные секции, кружки и программы развития.

      На основе международных стандартов будет разработана система мониторинга, основанная на систематическом сборе, анализе и использовании дезагрегированных данных о неравенстве среди наиболее уязвимых детей, подростков и их семей.

      Будет выстроена интегрированная модель предоставления социальных услуг и социальной помощи, направленная на профилактику социального неблагополучия. В ее рамках будет выработан механизм координации деятельности социальных работников систем образования, здравоохранения и социальной защиты и других сфер, что позволит всесторонне определить потребности семьи и оказывать социальные услуги нуждающимся гражданам через "одно окно".

      Будет разработан информационный курс для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации по сети интернет.

      Получат развитие различные программы, направленные на повышение знаний семей и специалистов, работающих с детьми, о различных видах насилия.

      Создание условий для охраны репродуктивного здоровья и устранение гендерных разрывов в ожидаемой продолжительности жизни

      Сохранение репродуктивного здоровья мужчин и женщин, здоровья детей и молодежи, охрана материнства и детства станут приоритетами в деятельности государственных органов и неправительственных организаций.

      Продолжится реализация мер по снижению материнской и младенческой смертности.

      Для снижения возраста самостоятельного обращения молодежи (без согласия родителей) с 18 до 16 лет будет рассмотрен вопрос изменения действующего законодательства по охране репродуктивного и сексуального здоровья.

      С целью решения проблем бесплодия будут совершенствоваться и внедряться новые методы лечения бесплодия с применением современных технологий. Для этого на постоянной основе будут пересматриваться клинические протоколы диагностики и лечения бесплодия с учетом лучших мировых практик и приниматься меры по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов в области репродуктивной медицины в соответствии с международными требованиями.

      Расширится охват мужчин и женщин, включая подростков, услугами специалистов по охране репродуктивного здоровья. Продолжится деятельность кабинетов по охране репродуктивного и сексуального здоровья, в том числе для молодежи (кабинеты планирования семьи), в каждой амбулаторно-поликлинической организации.

      Продолжатся мероприятия по профилактике и снижению количества абортов, обеспечению доступности для населения методов безопасного материнства и рождению здоровых детей через консультирование и обучение населения и медицинских работников.

      Будут реализованы меры по совершенствованию медицинской, социальной и психологической поддержки женщин в период беременности, родов и после рождения ребенка, внедрению новых форм работы по подготовке к родительству, родам и грудному вскармливанию, участию отцов в родах.

      Для сохранения и повышения качества жизни детей с ограниченными физическими возможностями, снижения уровня заболеваний будут приняты меры по раннему выявлению, своевременному лечению и реабилитации детей с нарушением физического и психического развития.

      В системе среднего и профессионально-технического образования будет рассмотрен вопрос расширения программ обучения подростков и молодежи вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья, безопасного сексуального поведения, профилактики нежелательных беременностей, профилактики передачи ИППП/ВИЧ.

      Деятельность молодежных центров, школ здоровья позволит обеспечить доступ к информации в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

      Деятельность центров здорового образа жизни будет ориентирована на формирование у мужчин культуры здорового образа жизни и освобождение от зависимостей табакокурения, наркотических средств и алкоголя.

      Будет увеличена доля государственных образовательных грантов на подготовку специалистов урологов-андрологов.

      Физическая культура и спорт станут неотъемлемой частью жизни общества, будет организован разносторонний, доступный и полезный досуг для семьи.

      Работодатели будут создавать условия для занятий работников физической культурой и массовыми видами спорта.

      Предотвращение насилия в семье и в отношении детей

      Борьба с насилием определена как одна из приоритетных государственных задач в Республике Казахстан. Одной из Целей устойчивого развития является значительное сокращение распространенности всех форм насилия, что требует более конструктивных и четких мер государственной политики в этой сфере.

      Будут пересмотрены законодательные акты в сфере профилактики бытового насилия и насилия в отношения детей. В частности, предусматривается исключение института примирения по делам, связанным с насилием в отношении женщин, при котором был причинен тяжкий вред их здоровью, а также усиление ответственности родителей и лиц, совершивших противоправные действия в отношении детей.

      Будут разработаны механизмы и инструменты мониторинга реализации законодательства, запрещающего насилие против детей в семье, школе, закрытых учреждениях.

      Будет приият комплекс мер, позволяющий разработать единый алгоритм оперативных действий должностных лиц субъектов профилактики (организаций здравоохранения, образования и социальных служб) при обращении к ним жертв бытового насилия.

      Таким образом, будет рассмотрен вопрос совершенствования системы профилактики насилия путем построения механизмов выявления жертв насилия, их идентификации и перенаправления к квалифицированным специалистам в кризисные центры, которые будут развиваться в государственном и негосударственном секторах.

      Будет оказываться поддержка семьям, пострадавшим от насилия, в том числе через обеспечение "безбарьерных" критериев оказания помощи ВИЧ-инфицированным, бывшим осужденным, а также употребляющим наркотики.

      Будет рассмотрен вопрос создания информационного портала по представлению информации по оказанию юридической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи жертвам всех видов насилия. Повысится доступ к правосудию жертв дискриминации и насилия из уязвимых групп населения, включая оказание гарантированной государством социальной, правовой и иной помощи.

      Продолжится работа по развитию системы оказания помощи пострадавшим от насилия, усовершенствованию системы информационно- статистического учета бытового насилия, организации соответствующих психокоррекционных программ, тренингов, консультаций психологов для лиц, попавших в поле зрения правоохранительных органов или привлеченных к ответственности за причинение вреда членам семьи.

      Общественные организации (советы отцов, матерей, аксакалов, общественные советы) будут вовлечены в разъяснительную работу среди представителей религиозных институтов о недопустимости и предотвращении насилия, а также ранних браков.

      В рамках реализации государственного социального заказа будут привлекаться НПО, занимающиеся поиском, апробацией социальных инноваций и оказанием антикризисных услуг семьям, а также содействующие доступу жертв дискриминации и насилия к правосудию.

      Будут повышены осведомленность и знания семей и специалистов, работающих с детьми, о различных видах насилия через развитие различных программ о позитивном родительском воспитании и безопасности детей.

      Будут обеспечен качественный квалификационный отбор персонала в детские интернатные учреждения, детские дома, дома инвалидов и психоневрологические диспансеры, а также усовершенствована нормативная правовая база по защите прав детей, подростков и женщин в интернатных и пенитенциарных учреждениях.

      В целях подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни будут приняты меры по повышению их правовой и финансовой грамотности, а также разработаны специальные программы подготовки к адаптации и интеграции в общество.

      Деятельность государственных учреждений, ответственных за искоренение трафика и эксплуатацию детей и взрослых, будет приведена в соответствие с международными нормами в области прав человека.

      Органами прокуратуры совместно с-правоохранительными и другими уполномоченными органами будут проводиться мероприятия в интернатных учреждениях, детских домах, в ходе которых особое внимание будет уделено обращениям и жалобам о сексуальных домогательствах и других формах насилия.

      Через средства массовой информации (далее - СМИ), социальные сети, социальную рекламу повысится всеобщая информированность населения о действующих мерах государства по защите детей от всех видов насилия.

      4.2. Стратегия реализации гендерной политики

      Реализация Концепции будет способствовать созданию условий для реализации женщинами и мужчинами их права на жизнь без дискриминации по признаку пола.

      Укрепление института гендерного равенства путем государственного регулирования и внедрения оценки гендерного воздействия в систему государственного и бюджетного планирования, а также при разработке нормативных правовых актов

      Условия гендерного равенства в государственных органах, обеспечиваемые руководителями государственных органов, будут являться одним из критериев и показателей оценки эффективности деятельности государственных органов.

      Будет вестись непрерывный мониторинг соблюдения равных прав и возможностей государственных служащих разного пола на карьерный рост и продвижение.

      Будет определен уполномоченный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере гендерной политики, и усовершенствована институциональная основа Национальной комиссии.

      Гендерные подходы (в том числе гендерная статистика) будут интегрированы в систему государственного и бюджетного планирования, разработанные гендерные подходы будут учитываться при разработке нормативных правовых актов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

      Уполномоченным органом по статистике Республики Казахстан будет расширен охват отраслей по обеспечению гендерных показателей с разбивкой по полу.

      Будут рассмотрены вопросы внедрения гендерного бюджетирования при формировании бюджетов государственных органов.

      Совместно с Академией государственного управления при Президенте Республики Казахстан будет обеспечено непрерывное обучение государственных служащих по вопросам гендерно-ориентированного бюджетирования.

      Будет укрепляться международное сотрудничество посредством постоянного обмена знаниями, накопленным опытом и положительными практиками в области инициатив гендерного равенства в общественной жизни.

      На законодательном уровне будут определены правовой статус понятия "уровень принятия решений" и принципы гендерного равенства при формировании руководящих партийных органов и списков.

      Предотвращение насилия е отношении женщин

      Необходимо активизировать применение положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в судебной практике.

      Законодательные акты в сфере недопустимости и пресечения всех форм дискриминации и насилия по признаку пола будут совершенствованы в соответствии с международными требованиями ООН, ЦУР и ОЭСР.

      Повысится всеобщая информированность населения о действующих мерах государства по защите женщин от всех видов насилия посредством СМИ, социальных сетей, социальной рекламы.

      Будут усовершенствованы механизмы мониторинга и отчетности по случаям проявления гендерной дискриминации и насилия.

      Органами прокуратуры регулярно с привлечением НПО будут осуществляться мониторинговые посещения пенитенциарных учреждений на предмет сексуальных домогательств и насилия, а также инспектирования условий содержания женщин в местах лишения свободы.

      Будут разработаны инструкции и внедрен всеобуч в системе социальных и пенитенциарных учреждений о процедурах защиты прав девочек и женщин на жизнь без дискриминации и насилия.

      Для предоставления женщинам адекватной защиты, уважения их неприкосновенности и достоинства будет изучена правоприменительная практика и выработаны единые подходы по обеспечению эффективного доступа к правосудию жертвам изнасилований, сексуальных злоупотреблений и других видов насилия, а также оказанию гарантированной государством социальной, правовой и иной помощи женщинам из уязвимых групп населения.

      Посредством скоординированных действий между секторами здравоохранения, социальной защиты и правоохранительных органов будет разработана и внедрена система межведомственного реагирования на гендерное насилие.

      Будет усовершенствована система сбора и анализа статистической информации по насилию в отношении женщин.

      Обеспечение равного доступа мужчин и женщин ко всем видам ресурсов, необходимых для предпринимательской деятельности

      В целях развития предпринимательства будут обеспечены равные возможности для мужчин и женщин.

      Расширится участие женщин в инновационных, инфраструктурных и высокотехнологичных государственных проектах и программах. Женский бизнес получит развитие в секторе современных и инновационных услуг: коммуникационные и цифровые услуги, развлечения, туризм и др.

      Будет разработана карта оценки гендерных нужд и потребностей сельских территорий и моногородов в сфере занятости и доступа к базовым социальным услугам, гендерные нужды и потребности сельских территорий и моногородов будут интегрированы в перечни приоритетных направлений поддержки малого бизнеса.

      Путем финансовой поддержки предпринимательства и развития консультационных и маркетинговых - услуг будут обеспечено функционирование широкой сети центров обучения основам предпринимательства, усовершенствованы меры по развитию малого и среднего бизнеса.

      Будет усовершенствована политика по сокращению барьеров женского предпринимательства, административного бремени и чрезмерных нормативных ограничений.

      Будут организованы учебно-стажерские курсы в целях предоставления бесплатной наставнической деловой реабилитации и адаптации самозанятых сельских женщин.

      На регулярной основе будет проводиться анализ доступности социальных услуг и государственной поддержки субъектов МСБ в гендерном аспекте по месту жительства, возрасту, инвалидности и имущественному положению.

      Создание условий для обеспечения равной занятости мужчин и женщин

      Прогноз экономической активности населения будет составляться с учетом гендерной специфики отдельных регионов и секторов производства, а также данных мониторинга бедности.

      В систему национальных счетов будут включены гендерно-чувствительные показатели, измеряющие неучтенный домашний труд по уходу, занятость в неформальном секторе, надомный труд, домашнюю работу по найму и др.

      Будет оказана поддержка расширению экономических возможностей женщин через содействие занятости и предпринимательству, в том числе в секторах экономики, в которых традиционно заняты мужчины.

      С учетом гендерного аспекта будет усовершенствовано законодательство по режиму и охране труда, улучшены условия труда, рассмотрены возможности внедрения и расширения гибких форм занятости.

      Будут пересмотрен список работ, запрещающих применение женского труда, и обеспечен женщинам доступ к видам работ, не представляющим опасности для женского здоровья в силу их автоматизации, технологизации и информатизации.

      Профсоюзные организации продолжат работу по защите трудовых прав граждан, в том числе женщин, задействованных в инновационных, инфраструктурных и высокотехнологичных государственных проектах и программах.

      Продвижение гендерного просвещения

      Будет действовать развитая система гендерного образования и просвещения населения, которая охватит все возрастные категории, начиная с детского возраста, что будет способствовать устранению гендерных стереотипов.

      Будет модернизирована система профессиональной ориентации молодежи посредством применения новых технологий выявления способностей и интересов индивида.

      Будет рассмотрен вопрос выпуска учебников и пособий по семейной и гендерной политике.

      Гендерное содержание будет включено во все дискурсы научных, профессиональных и общественных сообществ по обсуждению современных подходов в образовании.

      В систему повышения квалификации педагогов будут внедрены лекции по гендерному равенству.

      Будет обеспечено каскадное обучение тренерских групп, способных работать с методическими объединениями в школах и территориальными филиалами структур повышения квалификации.

      Будут расширены программы обучения, повышения квалификации, направленные на гендерное равенство и всесторонний учет гендерных аспектов, включая сбор и анализ данных, в том числе оценку гендерного воздействия перед принятием государственных решений.

      Расширение участия женщин в обеспечении мира и безопасности

      Будет обеспечено участие женщин в принятии решений по вопросам поддержания мира и безопасности.

      Будет рассмотрен вопрос назначения женщин на должности специальных представителей и посланников с поручением осуществления ими миссии доброй воли.

      В соответствии с законодательством на добровольной основе, из числа прошедших миротворческую подготовку, будет обеспечено увеличение доли женщин среди военнослужащих миротворческих контингентов (национального контингента Республики Казахстан), направляемых в состав операций ООН по поддержанию мира.

      Будет обеспечено широкое использование инструментов медиации в предотвращении и разрешении конфликтов.

      При региональных структурах, занимающихся вопросами безопасности, будет рассмотрена возможность создания совещательных органов из числа женщин-активисток и правозащитников.

      В целях предотвращения гендерного насилия в условиях конфликтов и постконфликтных ситуаций будут проводиться гендерное обучение и приниматься протоколы поведения для полиции, военных, служащих как в стране, так и за рубежом, в том числе миротворцев.

      5. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

      В период первого этапа Концепции предполагается реализация нижеперечисленных задач, приоритетов:

      1) обеспечение прав и охраны интересов детей, содействие их физическому, интеллектуальному и духовному развитию в части обеспечения равного доступа к качественному среднему образованию, формирования интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина; укрепления духовно-нравственных ценностей общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" и культуры здорового образа жизни и др.;

      2) формирование позитивного образа семейной жизни, повышение духовно-нравственных ценностей общества, усиление воспитания подрастающего поколения;

      3) снижение фактов насилия ко всем членам семьи, в том числе по признаку пола, в частности повышение ответственности родителей и лиц, совершивших противоправные действия в отношении детей; приведение деятельности государственных учреждений, ответственных за искоренение трафика и эксплуатацию детей и взрослых, в соответствие с международными нормами в области прав человека; обеспечение декриминализации составов уголовных правонарушений на семейно-бытовой почве - предполагается реализовать посредством разработки или внесения поправок в следующие нормативные правовые акты, стратегические и программные документы:

      проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка";

      проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы";

      Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 "Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы";

      постановление Правительства от 28 января 2015 года "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по профилактике, предотвращению и борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, на 2015 - 2017 годы".

      В целом, цели и задачи Концепции будут реализованы посредством следующих нормативных правовых актов:

      Международные правовые документы:

      1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 248.

      2. Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, совершенный в Нью-Йорке 6 сентября 2000 г., ратифицированный Законом Республики Казахстан от 4 июля 2001 года № 220.

      3. Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91.

      4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года № 87.

      5. Конвенция о политических правах женщин, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 18-II.

      6. Конвенция Международной организации труда № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года № 115-II.

      7. Пекинская декларация и Платформа действий 1995 года.

      8. Аддис-Абебская программа действий третьей Международной конференции по финансированию развития, резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 27 июля 2015 года.

      9. Рамочная программа партнерства в целях развития между Правительством Республики Казахстан и ООН на 2016 - 2020 гг.

      10. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая на Генеральной Ассамблее ООН 193 странами 25 сентября 2015 года.

      Действующие законодательные акты:

      1. Конституция Республики Казахстан.

      2. Кодекс Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье".

      3. Трудовой кодекс Республики Казахстан.

      4. Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

      5. Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".

      6. Закон Республики Казахстан "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин".

      7. Закон Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия".

      8. Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия бытовому насилию".

      9. Закон Республики Казахстан "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях".

      10. Закон Республики Казахстан "Об образовании".

      11. Закон Республики Казахстан "О Государственной образовательной накопительной системе".

      12. Закон Республики Казахстан "О государственной молодежной политике".

      13. Закон Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан".

      14. Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте".

      15. Закон Республики Казахстан "О культуре".

      16. Закон Республики Казахстан "О занятости населения".

      17. Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

      18. Закон Республики Казахстан "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан".

      19. Закон Республики Казахстан "О специальном государственном пособии в Республике Казахстан".

      20. Закон Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей".

      21. Закон Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи".

      22. Закон Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании".

      23. Закон Республики Казахстан "О специальных социальных услугах".

      24. Закон Республики Казахстан "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан".

      25. Закон Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями".

      26. Закон Республики Казахстан "О профессиональных союзах".

      27. Закон Республики Казахстан "Об общественных советах".

      Действующие стратегические и программные документы:

      1. Указ Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205 "Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы".

      2. Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 "Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулық" на 2016 - 2019 годы".

      3. Указ Президента Республики Казахстан от 24 сентября 2013 года № 648 "О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы".

      4. Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы".

      5. Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110 "О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы".

      6. Стратегические планы государственных органов.

      Мониторинг основных направлений Концепции будет проводиться по ее целевым индикаторам. Оценка реализации Концепции будет основана на выполнении поставленных целей и задач.

      Реализация положений Концепции будет осуществляться поэтапно посредством Плана мероприятий, утверждаемого Правительством Республики Казахстан. Консолидированный отчет Президенту Республики Казахстан о ходе реализации Концепции будет предоставляться Правительством Республики Казахстан на ежегодной основе. Кроме того, на заседании Национальной комиссии ежеквартально будут проводиться заслушивания центральных и местных исполнительных органов по реализации Концепции.

FaLang translation system by Faboba