Часто задаваемые вопросы

1) Кто такой уполномоченный по правам человека (Омбудсмен)?

Омбудсмен – это должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

2) Как я могу обратиться в аппарат Уполномоченного?

Обратится в аппарат Уполномоченного Вы можете:

  • Контакты: 8 (7172) 74 05 48
  • Факс: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время приема посетителей:

  • Со вторника по пятницу (10.00-16.00)
  • Перерыв с 13.00-14.30
  • Адрес: г. Астана, ул. Мангилик ел 8 (Дом министерств), подъезд 15

3) Что такое Национальный центр по правам человека?

Национальный центр по правам человека - это аппарат Уполномоченного, который осуществляет информационно-аналитическое, организационно-правовое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека.

4) Какие обращения рассматривает аппарат Уполномоченного?

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный рассматривает обращения граждан Республики Казахстан, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, на действия и решения должностных лиц и организаций, нарушающих их права и свободы, гарантированные Конституцией, законодательными актами и международными договорами Республики Казахстан.

5) Сколько стоит услуги Уполномоченного?

Все услуги предоставляемые аппаратом Уполномоченного заинтересованному лицу безвозмездны.

6) В какой период будет рассмотрено мое обращение?

Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления. 

Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления.

В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения продлевается не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения.

7) Как составить обращение?

Обращение должно содержать сведения о фамилии, имени, отчестве и месте жительства или работы, изложение существа решений или действий (бездействий), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, права и свободы. К жалобе прилагаются документы и иные материалы, подтверждающие требования заявителя. Обращение должно быть подписано заявителем или законным представителем заявителя, чьи права и свободы нарушены. Образец заявления вы можете найти по ссылке: https://ombudsman.kz/ru/obrashchenie-k-upch

8) В каком случае жалоба не может быть рассмотрена  Уполномоченным?

-Жалоба не может быть рассмотрена Уполномоченным, в случае если:

  • В жалобе не указано имя, фамилия, отчество заявителя, нет данных о месте жительства работы или учебы, отсутствует подпись;
  • К жалобе не приложены документальные доказательства, подтверждающие изложенные заявителем факты;
  • Жалоба подана Уполномоченному не позднее трех месяцев с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав;
  • Порядок рассмотрения поставленого в жалобе вопроса установлен действующим законодательством (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, административным и др.);
  • Дело находится в стадии предварительного расследования или рассмотрения другим компетентным органом;
  • По существу жалобы состоялось судебное решение;
  • Ранее жалоба рассматривалась Уполномоченным и заявитель не приводит новые доводы и вновь открывшиеся обстоятельства.
  • Обращение касается разрешения хозяйственных споров между юридическими лицами, юридическим и физическим лицом.
  • Жалоба не обоснована и не мотивирована.
  • Также аппарат Уполномоченного не рассматривает жалобы по отношению к суду, однако может направить их в суд для уведомления. 

9) На что не распространяется компетенция Омбудсмена?

В соответствии с Положением об Уполномоченном по правам человека, утвержденным Указом Президента РК от 19.09.2002 № 947, Уполномоченный  по правам человека своей деятельностью дополняет существующие государственные средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не заменяя их.

Также Омбудсмен не имеет права:

-Пересматривать или отменять решения государственных и судебных органов;

-Вмешиваться в деятельность государственного органа, предусмотренных законодательством;

-Выносить решения компенсаций заявителю;

-Представлять интересы заявителя в судебных органах;

-Оказывать юридическую помощь;

10) Напишите свой вопрос пройдя по ссылке: https://ombudsman.kz/ru/obrashchenie-k-upch

FaLang translation system by Faboba