Порядок обращения к УПЧ

КТО ТАКОЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА?

Уполномоченный по правам человека (далее Уполномоченный) осуществляет наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и в пределах своей компетенции принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный назначается Президентом Республики Казахстан и независим при осуществлении своей деятельности. Любое незаконное вмешательство в его деятельность не допускается.

В ЧЕМ СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО?

Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы в тех случаях, когда, по его мнению, было допущено нарушение прав человека, не ограничивая компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Кроме того, Уполномоченный:

принимает участие в совершенствовании законодательства Республики Казахстан, направленного на защиту прав и свобод человека, приведении его в соответствие с международными стандартами
участвует в развитии правового просвещения в области прав человека
осуществляет иную деятельность в сфере защиты прав и свобод человека

КТО МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ?

Любой человек, являющийся гражданином Республики Казахстан, иностранцем или лицом без гражданства.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ

Вы можете обратиться с жалобой на действия (бездействие) или решения государственных органов, организаций или должностных лиц, которые на Ваш взгляд привели к нарушению Ваших прав либо прав других лиц.

К государственным органам и иным организациям относятся:
центральные и местные государственные органы и органы местного самоуправления правоохранительные органы
бюджетные организации
коммерческие организации

Должностными являются лица:
постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти;
выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в:

государственных органах и органах местного самоуправления
Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан

Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения:

Президента Республики Казахстан
Парламента Республики Казахстан и его депутатов
Правительства Республики Казахстан
Конституционного Совета Республики Казахстан
Генерального прокурора Республики Казахстан
Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан
судов Республики Казахстан
физических лиц

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ОБЖАЛОВАТЬ?

Вы можете обратиться с жалобой на:

отказ в удовлетворении Ваших законных требований
невыполнение действий, входящих в служебные обязанности (предоставление информации, консультаций и др.)
необоснованное принятие решения
другие действия (бездействие) и решения должностных лиц и организаций, ведущие к нарушению Ваших конституционных прав

Вместе с тем, жалоба не может быть рассмотрена Уполномоченным, если:

в жалобе не указаны фамилия, имя, отчество заявителя, нет данных о месте жительства, работы или учебы, отсутствует подпись
к жалобе не приложены документальные доказательства, подтверждающие изложенные заявителем факты
жалоба подана Уполномоченному по истечении года с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав
порядок рассмотрения поставленного в жалобе вопроса установлен действующим законодательством (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, административным и др.)
дело находится в стадии предварительного расследования или рассмотрения другим компетентным органом
по существу жалобы состоялось судебное решение
ранее жалоба рассматривалась Уполномоченным и заявитель не приводит новые доводы и вновь открывшиеся обстоятельства
обращение касается разрешения хозяйственных споров между юридическими лицами, юридическим и физическим лицом
жалоба не обоснована и не мотивирована.

КАК УПОЛНОМОЧЕННЫЙ РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБЫ?

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный изучает ее, направляет запрос в соответствующий государственный орган или организацию для получения необходимых сведений. При необходимости Уполномоченный может привлечь экспертов и специалистов в той или иной сфере.

Жалоба и имя заявителя могут не доводиться до сведения должностного лица, на действия которого жалуется заявитель.

КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ?

После рассмотрения жалобы Уполномоченный может:

направить должностному лицу или организации рекомендации для принятия мер по восстановлению нарушенных прав заявителя
внести предложение в соответствующий государственный орган о привлечении к ответственности лиц, нарушивших права заявителя, о принятии мер к возмещению материального и морального вреда
разъяснить способы и средства, которые заявитель вправе использовать для защиты своих прав и свобод
передать обращение в надлежащие органы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу

С другой стороны, Уполномоченный не может:

пересматривать или отменять решения государственных и судебных органов
вмешиваться в деятельность государственного органа, действующего в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством
выносить решения компенсаций заявителю
представлять интересы заявителя в судебных органах
оказывать юридическую помощь.

КАК ПОДАЕТСЯ ОБРАЩЕНИЕ?

Жалоба принимается на имя Уполномоченного в письменном виде, на государственном или русском языках, в произвольной либо по рекомендуемой форме, в соответствии с образцом.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

фамилию, имя, отчество должностного лица или наименование государственного органа (организации), допустивших, на взгляд заявителя, нарушение его прав
какое именно действие (бездействие), по мнению заявителя, привело к нарушению его права
почему заявитель считает, что это действие (бездействие) нарушает его права
рассматривалось ли ранее данное дело в суде или другом уполномоченном государственном органе. Если да, то необходимо приложить копии принятых решений.
Жалоба Уполномоченному может быть подана лично заявителем либо направлена по почте. В течение месяца Уполномоченный уведомляет заявителя о ходе рассмотрения жалобы либо об отказе в ее рассмотрении.

КУДА ВЫ МОЖЕТЕ НАПРАВИТЬ СВОЕ ОБРАЩЕНИЕ ИЛИ ПРИЙТИ НА ПРИЕМ

Адрес:
Республика Казахстан, 010000, г. Астана, Левый берег, Дом Министерств; 15 подъезд
Факс: 740548

Время приема:
Со вторника по пятницу с 10.00 до 16.00
Перерыв с 12.30 до 14.00




 
 
Создание веб-сайта финансируется Проектом Европейского Союза «Усиление учреждения Омбудсмена в Казахстане»
Сайт разработан студией «Style-NT», 2006