Публикации
Рекомендации, обращения и выступления
Экспертные заключения
Информация о результатах правозащитного мониторинга

Адрес:
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, Левый берег,
Дом Министерств; 15 подъезд
Факс: 740548

info@ombudsman.kz
ombudsman@ombudsman.kz
ombudsman-kz@mail.ru

Время приема:
Со вторника по пятницу
с 10.00 до 16.00
Перерыв с 13.00 до 14.30

 
 Об учреждении 
 Обращения к УПЧ 
 Документы и издания 
 Права детей 
 Посетителям 
 Новости 
 Карта сайта 

Главная » Документы и издания » Рекомендации, обращения и выступления

28 августа 2010 года (Астана) Выступление Руководителя НЦПЧ на международной конферении в Евразийском университете, посв. 15-летию Конституции РК

Версия для печати Версия для печати

03.09.2010 

Выступление Руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А. на Международной научно-практической конференции «Конституция Республики Казахстан - основа демократического развития государства», посвященной 15-летию Конституции РК 28 августа 2010 года

«Роль Омбудсмена в формировании правозащитного подхода в деятельности государственных органов»

Уважаемые участники конференции!

Позвольте, прежде всего, поздравить присутствующих с 15-летием Конституции  Республики Казахстан.
Конституция Казахстана,  провозгласив в своих нормах приоритетными общечеловеческие ценности, в первую очередь, права человека, сумела объединить все слои общества на решение актуальных задач во всех сферах  строительства нашего государства. 
Учитывая непреходящее значение Конституции страны, доброй традицией стало проведение по инициативе Уполномоченного по правам человека ежегодных августовских чтений, посвященных проблемам защиты прав человека, в работе которых принимают участие руководители центральных государственных органов, депутаты Парламента, представители   неправительственных  и международных организаций, видные ученые-правоведы,  а в этом особом, юбилейном году учреждение Уполномоченного по правам человека стало соорганизатором данной международной конференции.
В своем выступлении я хотел бы остановиться на  роли  учреждения  Уполномоченного в формировании правозащитного подхода в деятельности государственных органов.
Конституция страны, ратифицированные республикой международные правовые документы обязывают  все, без исключения, государственные органы  – защищать права человека от посягательств третьих сторон. Очевидно, что помимо соблюдения действующего законодательства, государственные и, прежде всего, правоохранительные органы должны соответствовать и существующим нормам социальной ответственности или социальным ожиданиям. Государственные структуры должны принимать на себя дополнительные обязательства, а в некоторых случаях им могут быть предъявлены дополнительные требования. Но обязанность соблюдения прав человека – это то, что ожидается от любого органа в любой ситуации.
Начиная с 2002 года, ООН активно пропагандирует в странах-членах идею руководства во внутренней и внешней политике так называемой «концепцией правозащитного подхода» (Human Rights Based Approach). Генеральным секретарем ООН было дано указание подразделениям системы ООН включить концепцию прав человека во все виды деятельности и программы, осуществляемые в рамках их мандатов. Концепция правозащитного подхода была окончательно выработана в 2003 году.
Правозащитный подход – это концептуальная основа процесса развития человеческого потенциала, который в нормативном смысле основан на международных стандартах в области прав человека, а в оперативном смысле направлен на поощрение и защиту прав человека. При правозащитном подходе все планы, программные установки и процессы опираются на систему прав и обязанностей, установленных международным и национальным правом. Это помогает придавать устойчивость усилиям, предпринимаемым правительством в целях развития путем расширения прав самих людей – в первую очередь числа людей социально-уязвимых слоев общества – на участие в разработке программ и обеспечения подотчетности тех, кто обязан их выполнять.
Другими словами правозащитный подход означает формирование государственной политики и процесса принятия решений через призму концепции прав и свобод человека, а также проведение экспертизы национального законодательства на предмет соответствия концепции прав человека.          
Международная практика выделяет следующие признаки  правозащитного подхода в деятельности государственных органов:
Первый признак. При разработке национальных программ и политики в целях развития главной целью должно быть реальное осуществление прав и свобод человека.
Принципы правозащитного подхода применены  при разработке Стратегии «Казахстан-2030»,  Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, в ряде отраслевых программ, концепций, например, Концепции миграционной политики РК на 2007-2015 годы, где установлены как количественные, так и качественные показатели контроля их достижения.   
Второй признак. Повышение эффективности государственного администрирования по выполнению своих обязательств в сфере защиты прав и свобод человека.      
В последние годы Правительство, проводя административную реформу, пытается создать эффективную и гибкую систему государственного управления, одновременно обеспечивая все конституционные права и свободы казахстанских граждан.  Наглядным примером этого является последний Указ Президента Республики Казахстан  от 17 августа 2010 года «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан», согласно которому чрезвычайно важным с правозащитной точки зрения представляется принятие мер по передаче из Министерства внутренних дел функций медицинских вытрезвителей в ведение Министерства здравоохранения, центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних в ведение Министерства образования и науки, расширению сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, расширению примирительных процедур в уголовном судопроизводстве.         
Третий признак. Принципы и стандарты, закрепленные в международных договорах по правам человека (универсальность и неотъемлемость, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность, равенство и недискриминация, широкое участие и социальная интеграция, подотчетность и верховенство закона) должны служить ориентиром в разработке программ и быть основным принципом в деятельности органов государственной власти и управления.  
Сегодня Казахстан стал полноправным субъектом международного права и участником более 60 многосторонних универсальных международных договоров в сфере прав человека, из которых 7 правозащитных конвенций ООН, так называемых «международных инструментов защиты прав человека».
Казахстан воспринял основные правозащитные стандарты, выработанные международным сообществом. Исходя из признания неотчуждаемости прав человека, республика взяла на себя обязательства по их соблюдению и защите.  Тем самым определены параметры правозащитного подхода в деятельности государства, в формировании которого определенную роль играет институт  национального Омбудсмена.
Содержательная и организационная  части  подготовительной  работы, проведенной в том числе и Уполномоченным по правам человека, способствовали в целом успешному осуществлению прохождению процедуры Универсального периодического обзора (УПО) в Совете ООН по правам человека, рассмотрению отчета спецдокладчика ООН  против пыток  М. Новака по итогам его инспекторского визита в Казахстан в мае 2009 года, а также успешному визиту в прошлом  году  в   нашу страну  спецдокладчика ООН  по вопросам меньшинств  Г. МакДугал, ряда делегаций  высокого уровня, представляющих Европейский Союз, ОБСЕ, других международных неправительственных организаций.
В настоящее время аппарат Уполномоченного принимает участие в подготовке совместно с другими государственными органами визита в Казахстан спецдокладчика ООН по вопросам достаточного жилья Р. Рольник, который намечен в ближайшее время -  середина сентября т.г.
Основную задачу в этих вопросах мы видим  в том,  чтобы государственные органы давали  объективную и достоверную информацию международным организациям, отражали проблемы, связанные с нарушениями прав и свобод человека.    
В своих запросах, рекомендациях, направляемых в государственные органы, учреждение Уполномоченного старается дать оценку их действий с точки зрения правозащитного подхода, мы настаиваем на том, чтобы государственные органы, отдельные должностные лица при оказании соответствующих государственных услуг строго опирались на национальное законодательство, международные стандарты  и документы в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Правозащитный подход предполагает мониторинг за осуществлением обязательств государственных органов перед своими гражданами,  поэтому учреждение Уполномоченного активно работает в этом направлении, за последние годы мониторингом охвачено значительное число детских, пенитенциарных, интернатных учреждений, воинских частей и других объектов.   
Так, особенно важным предполагается осуществление правозащитного подхода к положению детей, в частности, к их всеохватывающему процессу образования по правам человека. Только знающий свои права и обязанности ребенок может противостоять нарушениям своих прав, и именно он станет ответственным гражданином истинно правового государства, к построению которого мы стремимся. Сегодня образование по правам человека охватывает лишь небольшую часть детей и совсем не распространено на такие целевые группы, как дети в воспитательных колониях, интернатных учреждениях, а ведь именно эти группы детей являются уязвимыми в отношении нарушения своих прав.
Правозащитный подход по отношению к инвалидам должен заключаться не только в обеспечении их материальных потребностей, но и активной интеграции в общество, они должны быть востребованы, как и любые другие граждане.
В этой связи должны быть приняты меры по скорейшей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, что станет существенным правозащитным подходом к данной проблеме.  
Правозащитный подход к развитию и выдвижение на первый план гендерных аспектов имеют своей конечной целью достижение равенства между мужчинами и женщинами, в этой связи в Республике Казахстан приняты Стратегия гендерного равенства на 2006-2016 годы,  Закон  «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».   
Необходимо также отметить, что правозащитный подход предполагает повышение роли национальных правозащитных учреждений,  приведение их в соответствие с международно-правовыми обязательствами. 
В этой связи Концепция правовой политики Республики Казахстан  на период с 2010 до 2020 года отмечает, что «институт Уполномоченного по правам человека стал важным механизмом в системе защиты прав и свобод человека. Создание этого государственного правозащитного института явилось серьезным шагом углубления демократии в Казахстане. Опыт показывает, что следует рассмотреть вопрос повышения эффективности деятельности этого института».
К сожалению, к правозащитному  подходу иногда относятся с опаской как к некоему навязываемому извне условию. Эту озабоченность государственные органы зачастую высказывают совершенно искренне, а иногда они избегают выполнения обязательств в области прав человека. Мировой опыт показывает, что государственные органы, вовлеченные в процесс внедрения правозащитного подхода, должны подкреплять  эту концепцию собственными делами с тем, чтобы заручиться доверием соответствующих сторон в диалоге по этим вопросам с гражданским обществом, международными организациями.

Уважаемые участники конференции!
Права человека должны быть императивом для всех государственных  органов, призванных гарантировать и обеспечить реальную защиту конституционных прав и свобод  человека и гражданина, только в этом случае мы можем говорить о демократии, о свободном обществе, в котором созданы все условия для человека, его жизни и деятельности.   

 




 
Kaz Rus Eng

ПОИСК
   



Авторизация:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

портал по защите прав детей
 
Создание веб-сайта финансируется Проектом Европейского Союза «Усиление учреждения Омбудсмена в Казахстане»
Сайт разработан студией «Style.KZ», 2006
Яндекс.Метрика