Публикации
Рекомендации, обращения и выступления
Экспертные заключения
Информация о результатах правозащитного мониторинга

Адрес:
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, Левый берег,
Дом Министерств; 15 подъезд
Факс: 740548

info@ombudsman.kz
ombudsman@ombudsman.kz
ombudsman-kz@mail.ru

Время приема:
Со вторника по пятницу
с 10.00 до 16.00
Перерыв с 13.00 до 14.30

 
 Об учреждении 
 Обращения к УПЧ 
 Документы и издания 
 Права детей 
 Посетителям 
 Новости 
 Карта сайта 

Главная » Документы и издания » Рекомендации, обращения и выступления

Интервью Калюжного В.А. телестудии Век для телеканала Хабар

Версия для печати Версия для печати

Тезисы выступления Руководителя Национального центра по правам человека Калюжного В.А.  в специальном телевизионном выпуске, подготовленном телестудией «Век» для  телеканала «Хабар»,
и посвященном 15-летию Конституции РК

1. Каковы были внешние и внутренние побудительные причины создания института Омбудсмена в Казахстане?
В настоящее время институт защитника прав человека существует в большинстве стран мира.
Возникновение института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в Республике Казахстан стало следствием развития общества и государства, его демократизации и становления правозащитной системы в стране.
К числу внешних причин учреждения должности Уполномоченного в Казахстане необходимо отнести интеграцию республики в мировое сообщество, присоединение к международным правозащитным документам, активное участие в работе международных правозащитных организаций.  
Созданию нового государственного органа предшествовала многоплановая работа по популяризации данного института, анализ возможного воздействия института Уполномоченного на совершенствование государственного управления. В этот процесс были вовлечены представители государственных органов, международных организаций, общественных объединений, СМИ, научных кругов.
Впервые идея об организации в Казахстане института Омбудсмена прозвучала в Женеве в 1995 году. Тогда казахстанская делегация высказалась о возможности создания в нашем государстве института Уполномоченного по правам человека на основе изучения соответствующего международного опыта.
В августе 2002 года Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. в своей речи по случаю 7 –ой годовщины Конституции Республики Казахстан отметил учреждение Омбудсмена как присущее демократическим странам явление и подчеркнул необходимость создания такого института в Казахстане.
19 сентября 2002 года путем принятия Указа Президента Республики Казахстан № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека» был создан институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. Таким образом, учреждение института Омбудсмена в Казахстане стало возможным благодаря проявленной политической воле Президента страны.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного сформирован рабочий орган – Национальный центр по правам человека, функционирование которого регламентировано Указом Президента Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 992 «О создании Национального центра по правам человека». В 2003 году было завершено формирование штата Центра, решены первостепенные организационные и финансовые вопросы.

         2. Что удалось сделать за прошедшие годы в защиту прав казахстанцев вашим институтом?
В начале своей деятельности мы часто сталкивались с тем, что многие государственные органы, граждане РК не были информированы о существовании омбудсмена, его роли и функциях. Однако, в настоящее время ситуация кардинально изменилась. Работа с государственными органами, населением стала оперативнее. Государственные органы не только информируют о результатах рассмотрения запросов, восстановленных правах, но и о наказании должностных лиц, виновных в нарушении прав.
Граждане, иностранцы, лица без гражданства всё чаще обращаются к Уполномоченному за защитой своих прав.
Несмотря на активно проводимую политику распространения информации о правозащитном институте, существует проблема ограниченности обращений граждан к Уполномоченному, что связано, прежде всего, с географическим фактором, а именно удаленностью от города Астаны.
Работа с обращениями, личный прием – все это составляющие непосредственной работы по защите прав граждан, в то же время институт Уполномоченного может эффективно защитить права человека и посредством иной деятельности.
Одним из таких направлений, находящимся вне пределов рассмотрения жалоб, однако содержательно связанным с вопросами прав человека, является просветительская работа. Для института Уполномоченного принципиально важно предоставить населению необходимые знания для самостоятельной защиты прав человека.
Обладающий знаниями о своих правах гражданин не только способен сам отстаивать свои права, но и воспрепятствовать их нарушению. Каждый гражданин нашего государства должен осознавать ценность своих прав, иметь информацию о гарантированном государством объеме прав человека. Только в этом случае правозащитная деятельность будет носить системный характер.
Считаю, что в этом направлении мы достигли определенных результатов.
Изданы при содействии ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ и Европейской комиссии информационные буклеты на государственном и русском языках о порядке подачи жалоб Уполномоченному по правам человека. Разработан действующий и в настоящее время веб – сайт Уполномоченного по правам человека, на котором размещена информация о нашей текущей деятельности, а также о возможности подачи жалобы по электронной почте.
В своей деятельности серьезное внимание мы уделяем  работе по совершенствованию законодательства.
Продолжается практика обобщения результатов правозащитного мониторинга в специальных докладах Уполномоченного, таких как: «О соблюдении прав детей в Республике Казахстан», «Права и возможности инвалидов в Республике Казахстан», «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан», «О соблюдении прав беженцев и оралманов в Республике Казахстан», «О состоянии и проблемах соблюдения прав лиц в местах предварительного заключения и лишения свободы».
Уполномоченный представляет на имя Главы государства ежегодный отчет о своей деятельности, который после его одобрения направляется для использования в работе во все государственные органы, неправительственные и международные организации.
В целях совершенствования форм и методов взаимодействия в обеспечении защиты прав человека в республике Уполномоченным заключены меморандумы о сотрудничестве с Председателем Верховного суда, Генеральным прокурором, Министром внутренних дел, Председателем Комитета уголовно – исполнительной системы Министерства юстиции РК.
В целом  можно сказать, что за годы своего существования институт Омбудсмена нашел свое место в правовой системе государства, стал узнаваем, как государственными органами, гражданским обществом, так и гражданами страны. Для ряда государственных органов, Правительства, структурных подразделений Администрации Президента учреждение Уполномоченного является консультативным органом в сфере прав и свобод человека. 

         3. Какие права казахстанцев нарушаются чаще всего и почему?
Основной функцией Уполномоченного является рассмотрение и разрешение обращений по поводу восстановления нарушенных прав, вместе с тем, существует ряд функций по поощрению прав человека, как образовательная деятельность, международное сотрудничество в сфере прав человека, мониторинговая и аналитическая деятельность, что соответствует перечню функций национального учреждения предусмотренному Парижскими принципами.
Практика обращений различна, многие стремятся попасть на личный прием, считая его более эффективным способом. Другие направляют письменные обращения, в некоторых случаях, требующих срочного вмешательства, а также граждане звонят. Ни одно из обращений – устное или письменное – не оставлено без внимания: в каждом случае, даже если речь идет о телефонном звонке, сотрудник офиса Уполномоченного пытаются выяснить обстоятельства дела, предотвратить нарушение прав граждан, если они имеют место.
За восемь лет существования в адрес Уполномоченного по правам человека поступило порядка 13,5 тысяч жалоб и обращений граждан.
Основное количество жалоб и обращений граждан связано с несогласием с решениями судов. На втором месте находятся жалобы и обращения на действия и бездействия правоохранительных органов. Кроме того, обращающимися, поднимаются жилищные, земельные вопросы, право на свободу вероисповедания и религии, вопросы администрирования в местных исполнительных и центральных исполнительных органах, право на образование, права детей.
Восстановление нарушенных прав конкретного гражданина ценно тем, что это стимулирует пересмотр практики деятельности государственного учреждения, допустившего нарушение прав человека. После запросов и рекомендаций Уполномоченного можно надеяться, что в аналогичных случаях гражданам не потребуется дополнительных усилий для реализации своих прав во взаимоотношениях с данными государственным органом. Кроме того, вмешательство Уполномоченного, оценка им конкретной ситуации важны тем, что даже в случаях отказа заявители получают полное изложение доводов, насыщенную консультацию по конкретному вопросу. Работа с жалобами, прием граждан – первостепенная составляющая деятельности института, позволяющая влиять на деятельность государственных органов в целях совершенствования и повышения уровня стандартов оказания государственных услуг.
Что касается вопроса, почему имеют место нарушения прав граждан, то необходимо отметить, что происходит это по причине действий или бездействий отдельных чиновников, низкого уровня оказываемых ими государственных услуг, из-за их некомпетентности, слабой профессиональной подготовки и нарушений Кодекса чести государственных служащих.   

4. На какое законодательство Вы опираетесь в своей деятельности (национальное или международное законодательство)?
Как юрист могу  сказать, что в своей деятельности  учреждение Уполномоченного руководствуется, прежде всего, Конституцией Казахстана,  национальным законодательством, а также ратифицированными Республикой международными договорами, которые согласно пункту 3 статьи 4 Конституции  «имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». 

5. Приходится ли обращаться к международному опыту?
Конечно, приходится.
Когда создавался наш институт Уполномоченного по правам человека, был изучен опыт работы омбудсменов стран, где эти институты действуют давно (например, омбудсмены Швеции, Финляндии), а также стран, имеющих схожие с Казахстаном социально-экономические условия (Литва, Польша, Чехия, Россия).
Если говорить в целом о международном сотрудничестве, то оно стало одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека, в рамках которого можно выделить презентационное направление, информационное, образовательное, обмен опытом.  В последние годы на встрече с зарубежными делегациями учреждение Уполномоченного всё чаще выступает  в качестве основного эксперта  по вопросам  прав человека в нашей стране.
Содержательная и организационная  части  подготовительной  работы, проведенной Уполномоченным по правам человека, способствовали в целом успешному осуществлению прохождению процедуры Универсального периодического обзора (УПО) в Совете ООН по правам человека, рассмотрению отчета спецдокладчика ООН  против пыток  М. Новака по итогам его инспекторского визита в Казахстан в мае 2009 года, а также успешному визиту в прошлом году в нашу страну спецдокладчика ООН  по вопросам меньшинств  Г.  МакДугал, ряда делегаций  высокого уровня представляющих Европейский Союз, ОБСЕ, других международных неправительственных организаций.
В настоящее время аппарат Уполномоченного принимает участие в подготовке совместно с другими государственными органами визита в Казахстан спецдокладчика ООН по вопросам достаточного жилья Р. Рольник, который намечен в ближайшее время -  середина сентября т.г.
Казахстан стал полноправным субъектом международного права и участником более 60 многосторонних универсальных международных договоров в сфере прав человека, из которых 7 правозащитных конвенций ООН, так называемых «международных инструментов защиты  прав человека».

6. Как часто приходится обращаться к Основному закону – Конституции РК? Насколько важен этот закон в вашей деятельности?
Я уже отмечал, что в своей деятельности мы руководствуемся Конституцией страны, 15-летие которой будем отмечать 30 августа этого года.
Конституция – это документ прямого действия, поэтому в своих рекомендациях,  запросах  в государственные органы  Уполномоченный по правам человека, в первую очередь, апеллирует к нарушению конституционных норм, а затем уже к другим документам, и тем самым, подчеркивает значимость Конституции. На регулярной основе мы проводим августовские чтения, посвященные Конституции.  
За прошедшее пятнадцатилетие Конституции в стране сформировалось качественно новое правовое пространство, в котором права человека – ценности первостепенного характера. Главное, что дала Конституция гражданам, это свобода действий, ставшая определяющим условием их самореализации, а, следовательно, и укрепления страны в целом. Вместе с этим правозащитный потенциал Конституции не исчерпан. Предстоит многое еще сделать для полной и эффективной реализации конституционных принципов, касающихся правосудия, соблюдения принципа предела ограничений прав и свобод, расширения объема государственной социальной помощи, обеспечения верховенства Конституции в целом.

 




 
Kaz Rus Eng

ПОИСК
   



Авторизация:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

портал по защите прав детей
 
Создание веб-сайта финансируется Проектом Европейского Союза «Усиление учреждения Омбудсмена в Казахстане»
Техническое сопровождение сайта «Cosmoweb» - создание сайтов в Астане
Яндекс.Метрика