Государственные закупки

Адрес:
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, Левый берег,
Дом Министерств; 15 подъезд
Факс: 740548

info@ombudsman.kz
ombudsman@ombudsman.kz
ombudsman-kz@mail.ru

Время приема:
Со вторника по пятницу
с 10.00 до 16.00
Перерыв с 13.00 до 14.30

 
 Об учреждении 
 Обращения к УПЧ 
 Документы и издания 
 Права детей 
 Посетителям 
 Новости 
 Карта сайта 

Главная » Новости

Интервью руководителя Национального центра по правам человека Оспанова С.Ж. газете «Курсив»

Версия для печати Версия для печати

07.12.2017 

В стране растет уровень правосознания и правовой грамотности граждан

Салим САКЕНОВ

В большинстве стран мира коррупция является серьезным вызовом стабильности и безопасности общества. Подрывая демократические институты и ценности, коррупция как социальное явление наносит значительный ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку. Казахстан также ставит борьбу с коррупцией в число главных приоритетов, в стране реализуется Антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы, где ключевым является создание в обществе нулевой терпимости к коррупционным проявлениям. Но еще одна немаловажная задача - общество само должно знать о своих правах, чтобы, пусть и косвенно, по незнанию, не потакать нарушениям. О том, насколько сейчас казахстанское общество осведомлено о своих основополагающих правах, в эксклюзивном интервью "Къ" рассказал глава Национального центра по правам человека Серик Оспанов.

- Серик Жамекович, как бы вы оценили сегодняшний уровень борьбы с коррупцией в стране? Можно ли говорить о положительных изменениях?

Безусловно, можно. Изменения происходят, я думаю, мы все их видим буквально каждый день. Нулевая терпимость к правонарушениям, о которой неоднократно говорил Глава государства, сегодня видна в нашей повседневной жизни. Мы в Национальном центре, хоть непосредственно и не фиксируем статистику по коррупционным проявлениям, поскольку над этим работают соответствующие уполномоченные органы, мы видим, что есть четкая тенденция увеличения выявляемых коррупционных правонарушений в госорганах. Причем хочу подчеркнуть, что выявлением занимаются и сами госструктуры, очищают свои ряды от недобросовестных сотрудников. Это и есть нулевая терпимость в своем практическом воплощении.

В средствах массовой информации видим сообщения о задержаниях высокопоставленных чиновников - за взятки, хищения бюджетных средств, и так далее, и мы видим, что все эти дела доводятся до суда, и никто не уходит от ответственности.

Если говорить непосредственно о работе офиса Уполномоченного по правам человека, то мы работаем с жалобами граждан на действия или бездействия государственных или иных органов. И, поскольку функций по расследованию у нас нет, мы обращаемся с соответствующими запросами в центральные или местные исполнительные органы по конкретным фактам, рассматриваем объективность предоставления ответов, и помогаем восстановить нарушенные права.

- И как часто люди жалуются на нарушения своих конституционных прав? Вообще, количество жалоб растет или нет?

- Количество жалоб растет. Если взять итоги нашей работы за прошлый год, всего в офис Уполномоченного по правам человека поступило 1070 письменных и 234 устных обращения. По итогам прошлого года отмечен такой факт: снизилось количество индивидуальных обращений с 949 в 2015 году до 919 в 2016 году. Но при этом количество коллективных обращений увеличилось - до 60. В целом, за последние пять лет в Национальный центр поступило более 6 тысяч обращений граждан.

- То есть, в стране растет количество нарушений прав человека?

- К сожалению, такие проблемы у нас имеются. Вместе с тем в стране растет уровень правосознания и правовой грамотности граждан. Рост количества жалоб - это показатель того, что общество более активно отстаивает свои права и пользуется механизмами их защиты. Люди становятся более информированными, в стране ведется серьезная работа по повышению правовой грамотности населения. В средствах массовой информации, даже в социальных сетях - юристы разъясняют положения тех или иных нормативных правовых актов, люди могут лично пожаловаться чиновникам. Идет постоянная двусторонняя связь. Я сам лично вижу, как в "Фейсбуке" граждане пишут акиму Астаны, министру здравоохранения и многим другим. И этот процесс не может быть односторонним, когда только общество знает о своих правах, а органы, призванные их соблюдать - нет.

- Есть ли какое-то разделение по регионам - где больше жалоб, где меньше? И на какие структуры чаще жалуются омбудсмену?

- К сожалению, пока региональные различия есть. За все годы работы Национального центра по правам человека наибольшая часть обращений поступает из Астаны и Алматы, а также Алматинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областей. Наименьшее пока из западных регионов страны.

Если говорить о характере жалоб, то на первом месте - жалобы на нарушение прав со стороны правоохранительных органов, это 25,1% от всех поступивших к нам обращений. На втором месте - жалобы на действия и решения судов (24,7%), пенитенциарные органы (13,2%), пытки (10%). В 9,4% поднимаются вопросы соблюдения трудовых прав, 6,5% - права детей, 6,2% - жилищные права, 5,8% - право на социальное и пенсионное обеспечение, 3,9% - неисполнение судебных решений, 2,2% - права инвалидов.

- Как Национальный центр реагирует на эти жалобы? Например, по решениям суда - вы же не можете их изменить.

- Мы тщательно рассматриваем каждое поступающее обращение, изучаем все документы, и в случае обоснованности жалобы направляем соответствующие запросы в госорганы.

Приведу пару примеров. В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение из Павлодара на действия сотрудников полиции, которые при составлении протокола по факту нарушения ПДД, превысив свои полномочия, безосновательно изъяли свидетельство о регистрации транспортного средства, вели себя грубо по отношению к заявителю и так далее. По запросу Уполномоченного в Комитет административной полиции МВД РК местной полицейской службой ДВД Павлодарской области проведена проверка, в ходе которой факт нарушения норм административного законодательства со стороны полицейских подтвердился, сотрудники полиции были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Другой пример - житель Кызылорды обратился с заявлением о несогласии с действиями акимата и отдела по земельным отношениям в части отказа в предоставлении земельного участка. В результате принятых по запросу учреждения Уполномоченного мер проведена проверка соответствующими государственными органами, в ходе которой установлено неправомерное принятие местным исполнительным органом решения в отношении заявителя.

И, на основании предписания, внесенного прокуратурой Кызылорды, земельной комиссией города принято положительное решение о выделении земельного участка.

Что касается судов, действительно, отменить уже принятое решение институт Уполномоченного не вправе. Тем не менее, сотрудничество с судебными инстанциями у нас ведется в рамках подписанного между Омбудсменом и председателем Верховного суда меморандума. Институт Уполномоченного, исходя из анализа поступающих обращений, предоставляет свои заключения в Верховный суд, и уже Верховным судом принимаются меры реагирования по нашим обращениям с последующим обязательным информированием.

- То есть жаловаться на Фемиду к вам в принципе бесполезно?

- Здесь хотелось бы отметить такой момент. Зачастую люди к нам обращаются уже как к самой последней инстанции - после вынесения всех судебных решений. Они так и пишут "обращаемся к вам с последней надеждой". Но когда вынесены и вступили в действие судебные решения,  мы действительно уже не вправе влиять на ситуацию. Согласно п. 1 ст. 1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты под контроль никакими другими органами, должностными и иными лицами, в том числе Уполномоченным по правам человека.

 Институт Уполномоченного действует в рамках своих прав и полномочий, у нас есть определенный мандат, и сфера его действия четко регламентирована нормативными правовыми актами.

Но если обращение своевременно, то Национальным центром оказывается всемерная помощь в восстановлении нарушенных прав. Приведу еще один пример: к нам поступила жалоба адвоката из Усть-Каменогорска на необоснованное возбуждение уголовного дела. Обращение это поступило еще в 2014 году. В отношении человека было возбуждено уголовное дело по статье 177 УК РК по факту мошенничества в особо крупном размере. По данному уголовному делу, на протяжении двух лет, неоднократно принимались решения о приостановлении и прекращении расследования дела за отсутствием состава преступления, которые отменялись органами прокуратуры ввиду необеспечения полноты и всесторонности расследования, в том числе по обращениям участников уголовного процесса.

Учреждение Омбудсмена обратилось в соответствующие уполномоченные органы с просьбой предпринять возможные меры к разрешению затянувшегося вопроса, в частности по проведению сотрудниками органов уголовного преследования результативных следственных действий и принятию законного процессуального решения. И только 11 марта 2016 года УВД Усть-Каменогорска принято решение о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия в действиях гражданина состава преступления, с которым прокуратура города согласилась.

Этот пример - не единичный. Наша работа занимает немало времени, но результат, я считаю, себя полностью оправдывает.

- Говоря о статистике обращений, вы назвали жалобы на пенитенциарные учреждения в числе лидеров. Получается, несмотря на все принимаемые меры по гуманизации, эти учреждения все еще остаются проблемными?

- Проблемы, безусловно, есть. Но опять же - рост количества жалоб связан и здесь в том числе с большей информированностью самих осужденных о своих правах. Институт Уполномоченного является координатором Национального превентивного механизма по предупреждению пыток и других жестоких видов обращения и наказания, и поэтому к нам и поступают жалобы.

- И вы хотите сказать, что серьезных проблем в наших тюрьмах нет?

- Проблемы, как я и сказал, есть. Но не стоит воспринимать специальные учреждения как какие-то "пыточные застенки". Да, к сожалению, нарушения допускаются. По структуре жалоб - есть и пытки, и непредоставление медицинских услуг, и жалобы на условия содержания.

Наш офис занимается координацией Национального превентивного механизма.  Для этого в каждом регионе работают специальные группы специалистов - врачей, социологов, психологов. Состав групп ежегодно ротируется, а специалисты, прежде чем попасть в группу, проходят жесткий конкурсный отбор.

Нашим учреждением совместно с международными организациями на регулярной основе проводятся обучающие семинары и тренинги по методикам проведения посещений с привлечением отечественных и зарубежных экспертов.  В ходе посещения специальных учреждений, изучается абсолютно все - условия содержания, питание, медицинскую помощь, образование, условия труда.

Только в прошлом году участниками Национального превентивного механизма проведено более 500 мониторинговых посещений по всей стране - исправительных учреждений, организаций принудительного лечения, центров адаптации несовершеннолетних. По итогам каждого посещения администрациям учреждений давались рекомендации по решению тех или иных существующих проблемных моментов. Эффективность действия Национального превентивного механизма, я считаю, очевидна: например, в пяти регионах количество фактов членовредительства, протестных акций, применения спецсредств в ходе обысков сведено к нулю.

Да и потом, тот факт, что мы получаем обращения от самих осужденных, тоже свидетельствует об улучшении ситуации - ведь там, где права нарушаются и действовал карательный режим, сообщить об этих нарушениях "на волю" можно с большим трудом.

Более того, буквально на днях в парламенте рассматривался вопрос о расширении сферы применения Национального превентивного механизма - на закрытые детские учреждения с круглосуточным режимом пребывания. Думаю, это тоже свидетельствует об эффективности этого механизма и соответствии международным стандартам в сфере призора за закрытыми детскими учреждениями.

- Хорошо, с правами осужденных вы работаете. Но у нас есть немало других проблемных групп граждан. Это инвалиды, дети-сироты. Что делается для них?

- Работа с этими группами населения ведется постоянно. По правам инвалидов  Уполномоченный направил ряд обращений в адрес министра труда и социальной защиты населения. Последнее обращение касалось в том числе устранения дискриминационных мер, допускаемых в отношении инвалидов-колясочников отдельными авиакомпаниями. В частности, их отказывались впускать на борт самолета без специальной декларации о том, что человек сам берет ответственность за свое здоровье; за предоставление специального инва-лифта требовали дополнительную плату, и отказывались впускать на борт без сопровождающего лица. Об этих дискриминационных фактах мы сообщили министру труда в своем обращении, и меры по их устранению были приняты. Предупреждая ваш вопрос о возможной формальности этих мер, скажу – о положительном решении данного вопроса нам сообщили именно наши заявители - общественные объединения инвалидов. Буквально на днях я с ними встречался, и они рассказали, что все дискриминационные требования были устранены и соответствующий Комитет Министерства по инвестициям и развитию пересматривает свои нормативные документы в этой связи.

Еще по одному нашему обращению министерством труда и местными исполнительными органами сейчас ведется работа. В обращении затронут также вопрос неравномерной поддержки пожилых людей в разных регионах страны. Например, в Астане пенсионеры пользуются правом один раз в год поехать по льготной путевке на санаторно-курортное лечение, в ряде регионов есть специальные аптеки, где продают лекарства по сниженным ценам для пожилых людей, есть специализированные магазины со скидками для пенсионеров. Однако это есть не во всех регионах. То есть, права пожилых людей у нас разделяются в зависимости от места проживания. Это явная дискриминация, все права и льготы должны предоставляться в равной степени во всех областях. И это прямая задача правительства и местных исполнительных органов. Министр труда в своем ответе нас заверила, что данная работа будет продолжена и предложил нам дальнейшее сотрудничество в этом и других направлениях.

Что касается детей-сирот, также Омбудсмен направлял специальное обращение государственным органам. Сегодня в стране наметилась тенденция к закрытию детских домов. Это правильно с одной стороны, в том случае, когда действительно не осталось детей-сирот. Однако статистика нам говорит о том, что ежегодно родительских прав лишают порядка 400 человек. И куда мы будем устраивать этих детей? То есть, нам нужно не просто закрытие детских домов ради закрытия, а тщательная работа на основе анализа данных, и активного развития не только патронатных семей, опеки, но и усыновления.

При этом Уполномоченный в своем обращении делает акцент на более тщательный контроль за институтом патроната. Известно, что патронатные семьи получают оплату за свои услуги приемных родителей. Однако органы опеки не успевают отслеживать состояние и благополучие ребенка, они получают отчеты только о расходовании выделяемых государством средств. Но проверить, как ребенок себя чувствует в этой семье, не обижают ли его, условия его проживания - это органы опеки не успевают делать из-за большой загруженности. Между тем, когда мы стали изучать этот вопрос глубже, выяснилось, что некоторые семьи идут в патронат именно из-за денег. Бывает, что это приводит к повторному сиротству, когда ребенка вновь возвращают в детский дом. Поэтому мы настаиваем на более тщательном отборе патронатных родителей, обучении их на специальных курсах, с тем, чтобы в эту систему не приходили только от желания заработать, а шли действительно люди, которые готовы стать родителями приемному ребенку.

 

Справочно:

Национальный центр по правам человека (институт Уполномоченного по правам человека) создан Указом

президента в 2002 году. Этот институт призван защищать права человека от посягательств государственных должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы.

Вся деятельность Омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН и со ссылкой на мировую практику работы подобных учреждений. Омбудсмен также тесно сотрудничает с неправительственными организациями, средствами массовой информации и международными организациями.

Принципами работы Омбудсмена являются гласность, объективность и беспристрастность. Омбудсмен независим. Вмешательство в его деятельность запрещено. Омбудсмен неподотчетен кому бы то ни было, что также является гарантией независимости.

 Омбудсмен осуществляет свою деятельность с помощью Национального Центра по правам человека, который является рабочим органом Омбудсмена. Омбудсмен назначает руководителя Центра и сотрудников и составляет Положение о Центре. Данный факт свидетельствует о широком характере административных полномочий Омбудсмена и подтверждает его высокий общественно-политический статус.

 Сам Уполномоченный по правам человека назначается Президентом после консультаций с Комитетами Парламента РК. Срок действия полномочий Омбудсмена – пять лет, что является одной из гарантий его независимости.

В рамках своей деятельности, Омбудсмен вправе:

– Принимать меры по должному расследованию нарушений прав человека, например, встречаться в срочном порядке с государственными должностными лицами всех уровней, затребовать и получить всю необходимую информацию, свободно вступать в помещения любого государственного учреждения, в том числе военные части и места задержания.

– Направить свои рекомендации государственным должностным лицам для восстановления нарушенных прав. Государственные должностные лица обязаны ответить в течение месяца относительно принятых мер.

– Опубликовать в официальном порядке в средствах массовой информации свои заключения.

– В случаях, когда Омбудсмен сочтет необходимым, обращаться напрямую к Президенту, Парламенту и Правительству.

– Содействовать в развитии законодательной базы в Республике Казахстан и обеспечении ее соответствия международным стандартам.

– Содействовать в развитии международного сотрудничества.

– Поощрять и развивать поощрение в области прав человека путем разработки образовательных программ, информационных мероприятий и других форм деятельности.

 

Антикоррупционной стратегией РК на 2015-2025 годы определено,  что государство продолжает принимать все меры и создавать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях будет невыгодным и невозможным. Одной из важных мер станет декларирование государственными служащими не только своих доходов, но и расходов. В дальнейшем такое декларирование будет распространено на все население,что окажет положительное влияние на соблюдение законности и обеспечение прозрачности в системе государственной службы.Наряду с этим, для снижения уровня коррупции в государственном аппарате предусматривается дальнейшее поэтапное повышение заработной платы и социальных льгот чиновников по мере расширения финансовых возможностей государства. Определено, что неподкупность государственных служащих и прозрачность их деятельности – основа успешности антикоррупционной политики.

Также в Стратегии отмечено, что поскольку одной из предпосылок для коррупционных проявлений является также наличие непосредственного контакта чиновника с гражданином, необходимо минимизировать эти контакты. Чем проще и прозрачнее процедура получения государственных услуг, тем меньше уровень коррупции. В этой связи принимаются меры по поэтапной передаче ряда государственных функций в негосударственный сектор – саморегулируемым организациям. Кроме того, влияние человеческого фактора минимизирует и широкое использование современных информационных технологий, в связи с чем постоянно увеличивается объем услуг, оказываемых населению в электронном формате. Также непрерывно расширяется и перечень государственных услуг, предоставляемых населению по принципу «одного окна» (через ЦОНы). В целом, принцип прозрачности является ключевым фактором в противодействии коррупции и поэтому работа по его внедрению проводится на постоянной, системной основе. Особое внимание в Стратегии отводится внедрению институтов общественного контроля, как действенному механизму профилактики коррупции. В документе подчеркивается, что "только тесное партнерство государства и общества позволят успешно противостоять коррупции, без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект". "Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность – нормой поведения. Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией – дело всего общества", – отмечается в Стратегии. При этом особое внимание отводится работе с подрастающим поколением, поскольку именно внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить такое социальное зло, как коррупция. "Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции. Обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество", – подчеркивается в документе.

В Стратегии отмечается, что нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан при реализации своих прав и законных интересов. Поэтому акцент делается также на кардинальное искоренение правового нигилизма в обществе.

В целом, Антикоррупционная стратегия РК на 2015-2025 годы охватывает все основные сферы жизнедеятельности государства и общества, предусматривает разработку и осуществление комплекса разносторонних и последовательных антикоррупционных мер и, тем самым, обеспечивает максимальное снижение коррупции на всех уровнях государственной власти и в частном секторе, а также формирует неприятие казахстанским обществом любых коррупционных проявлений

 




 
Kaz Rus Eng

ПОИСК
   



Авторизация:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

портал по защите прав детей
 
Создание веб-сайта финансируется Проектом Европейского Союза «Усиление учреждения Омбудсмена в Казахстане»
Техническое сопровождение сайта «Cosmoweb» - создание сайтов в Астане
Яндекс.Метрика