Омбудсмен РК обратился к Генеральному Прокурору РК с предложениями по проблемам взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей

03.07.2017 

Уполномоченный по правам человека в РК (Омбудсмен)
Аскар Шакиров направил в адрес Генерального Прокурора РК Жакипа Асанова обращение, в котором представил ряд предложений по совершенствованию механизмов взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

В обращении отмечена значимость принимаемых в стране мер по развитию национальной модели поддержки материнства и детства. В целях стимулирования рождаемости, улучшения условий для материнства с 1 июля 2017 года увеличены на 20% размеры единовременного пособия на рождение ребенка.

В рамках вышеуказанных мер подчеркнута важная роль Генеральной прокуратуры РК в реализации совместно с другими государственными органами масштабного проекта «Алименты. 30 шагов против неуплаты».

Вместе с тем, анализ поступающих в национальное правозащитное учреждение обращений свидетельствует об устойчивой тенденции неисполнения судебных актов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей и необходимости незамедлительных действий, в том числе надзорного характера.

Данная проблема обусловлена, прежде всего, несоблюдением судебными исполнителями сроков исполнения документов, частой их утерей, непринятием к должникам исчерпывающих законодательных мер принудительного взыскания, волокитой при рассмотрении правоохранительными органами уголовных дел по фактам злостного уклонения должников от выплаты алиментов. Имеются случаи неуплаты алиментов с 2000 года по сегодняшний день.

Практика показывает, что в большинстве случаев заявители по причине халатности государственных служащих лишены возможности взыскать сумму задолженности за весь период установления алиментных обязательств. Так, с момента возбуждения восстановленного исполнительного производства на основании дубликата судебного приказа, в соответствии с Кодексом РК «О браке и семье», взыскание алиментов осуществляется только в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего его предъявлению.

Для устранения данной коллизии Омбудсмен предложил внести изменения в вышеуказанную норму Кодекса, в частности, установить срок взыскания алиментов на основании исполнительного документа за весь период с момента определения судом обязанности должника по выплате алиментов.

В целях повышения ответственности судебных исполнителей и исключения неоднозначных спорных ситуаций между сторонами исполнительного производства, в обращении предлагается рассмотреть следующие конкретные меры:

- в Гражданском процессуальном кодексе определить направление судебного приказа судьей непосредственно в соответствующий орган юстиции по месту жительства должника, а не самому взыскателю, как это предусмотрено в действующем законодательстве;

- в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотреть возврат исполнительного документа по алиментным производствам не взыскателю, а суду, вынесшему судебный акт.

Омбудсмен также обращает внимание на правоприменительную практику рассмотрения в судах дел, касающихся взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, которые в соответствии с Гражданским процессуальным законодательством в настоящее время рассматриваются в судах общей юрисдикции в порядке приказного производства. По мнению национального правозащитного учреждения, алиментные дела отличаются своей специфичностью, затрагивая права несовершеннолетнего, и требуют особого подхода при их рассмотрении. В данном контексте, предложено рассмотреть возможность отнесения всех гражданских дел, касающихся данных вопросов, к подсудности ювенальных судов.

Другой не менее важной проблемой, которую затронул Омбудсмен, является недостаточная работа в рамках досудебного расследования в отношении должников.

Одной из основных причин прекращения уголовных дел в отношении злостных неплательщиков алиментов остается отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт, и данный факт, согласно нормативному постановлению Верховного Суда «Об ответственности за неисполнение судебных актов», исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.

Омбудсмен обращает внимание на то, что с одной стороны, уголовным законодательством установлена ответственность за неуплату алиментов, с другой стороны вышеназванное нормативное постановление Верховного Суда предусматривает освобождение должника от такой ответственности.

В то же время, опираясь на правоприменительную практику, Омбудсмен выразил мнение о том, что привлечение к уголовной ответственности в виде ограничения или лишения свободы должника за злостное уклонение от уплаты алиментов не в полной мере решает проблему взыскания алиментов.

В этой связи, в целях обеспечения трудозанятости должника, его материального стимулирования в выполнении алиментных обязательств предложено предусмотреть в качестве одного из видов наказания привлечение должника к оплачиваемым общественным работам.

В обращении отмечена значимость пропаганды в обществе семейных ценностей, правовых знаний, международных стандартов в этой сфере в целях повышения уровня правосознания, ответственности родителей; проведения на постоянной основе обучающих мероприятий для судебных исполнителей, сотрудников правоохранительных органов; расширения практики использования института медиации в области алиментных споров, разъяснительной работы по процедуре медиации, подготовке профессиональных медиаторов в этой сфере.

Пресс-служба аппарата

Уполномоченного по правам человека

в Республике Казахстан

 




 
 
Создание веб-сайта финансируется Проектом Европейского Союза «Усиление учреждения Омбудсмена в Казахстане»
Сайт разработан студией «Style-NT», 2006