Омбудсмен РК обратился к Премьер-министру страны по актуальным вопросам в сфере защиты прав детей

21.02.2017  Уполномоченный по правам человека в РК А. Шакиров направил в адрес Премьер-министра РК Б. Сагинтаева обращение по актуальным проблемам в сфере защиты прав детей, в котором представил свои предложения.
В обращении затронуты два разных, но вызывающих широкие общественные дискуссии и требующих решения со стороны Правительства, вопроса.  
Один из вопросов связан с защитой детей от воздействия негативной информационной среды. В частности, Омбудсмен разделил тревогу общественности  по поводу участившихся в СМИ сообщений о попытках суицида среди несовершеннолетних из-за игр, получивших распространение в сети Интернет. При этом он отметил, что проблема намного шире и требует глубокого анализа и системного подхода к ее решению.
Принимаемые Правительством меры в данном направлении, безусловно, своевременны и эффективны, однако их постфактумный характер не позволяет кардинальным образом решить проблему. В связи с этим, выдвинуто предложение о законодательном совершенствовании сферы интернет–отношений. Стремительно растущие влияние и роль Интернета в повседневной жизни подрастающего поколения требуют своевременного восполнения законодательных пробелов в данной сфере.
Автор письма обращает внимание на то, что законодательное закрепление мер по защите детей от воздействия вредной информации регламентировано общепринятыми международными стандартами. Так, статья 17 Конвенции ООН о правах ребенка поощряет государства в разработках надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка в своих Заключительных замечаниях в 2007 году рекомендовал Казахстану «ускорить принятие нормативных актов, не позволяющих средствам массовой информации транслировать и публиковать материалы, которые могут отрицательно сказаться на психическом, социальном и эмоциональном развитии детей».
В обращении содержится ряд конкретных предложений, основанных на изучении правовой базы Казахстана и зарубежных стран. Так, предложено рассмотреть возможность введения возрастной классификации для интернет–контента с установлением ответственности провайдеров и правообладателей за отсутствие системы обязательной регистрации пользователей контента например, «18+». Также рекомендовано изучить опыт Великобритании и России по внедрению операторами мобильной интеренет-связи функции «детский интернет» позволяющей сразу при подключении к сети оградить детей от нежелательного информационного контента.
Отдельно затронут вопрос ответственности родителей. Учитывая то, что в нередких случаях интернет-зависимость, как результат отсутствия контроля со стороны родителей, приводит к агрессивному и неадекватному поведению несовершеннолетних по отношению к окружающим, рекомендовано уточнить обязанность родителей по обеспечению безопасности детей при посещении ими сети Интернет.
Вместе с тем, Омбудсмен призывает сохранять оптимальный баланс интересов всех сторон процесса (детей, родителей, провайдеров и государства) и активно привлекать к разработке и обсуждению подобного законопроекта экспертов и представителей гражданского общества.
Заявлено об исключительной важности правоприменительной практики с напоминанием о предыдущем опыте реализации в стране отдельных законодательных новшеств. Внедрение предлагаемых мер, в случае их принятия должно происходить поэтапно, с утверждением переходного периода, в течение которого следовало бы сформировать институциональную базу, утвердить соответствующие регламенты, предусмотреть административные и технические вопросы, провести разъяснительную работу с поставщиками интернет-услуг и всеми иными заинтересованными лицами.
Также была отмечена важность развития международного сотрудничества и обмена наилучшими практиками в вышеуказанной сфере.
Вторая тема обращения касается деинституционализации детских учреждений интернатного типа путем их замены альтернативными формами устройства детей в семьи (усыновление, патронат, опека). Всецело поддерживая данную тенденцию, Омбудсмен вместе с тем выразил опасения в связи с  поспешной реализацией поставленной цели. Согласно сведениям, представленным Комитетом по охране прав детей МОН РК и местными исполнительными органами, альтернативные формы устройства детей в виде патронатного воспитания и опеки преобладают над традиционным усыновлением. Так, в 2015-2016 годах на опеку и патронат передано 1841 ребенка (12 %), усыновлено – 626 детей (4%). Стоит уточнить, что в соответствии с действующим законодательством, патронатным воспитателям выплачивается заработная плата, а также пособие по содержанию ребенка.
Рост показателей применения других форм семейного устройства, свидетельствует о снижении стимуляции к усыновлению детей, которое является общепризнанным  приоритетом семейных форм устройства детей.
Также вызывает обеспокоенность то, что новые методы еще недостаточно развиты и апробированы. В письме представлен анализ опыта зарубежных стран. Приведен пример института фостерных (приемных) семей в Испании, Италии и ряде скандинавских стран, в обязательном порядке предусматривающий специализированные курсы и программы помощи квалифицированных специалистов для родителей с последующим сопровождением со стороны социальных служб. Эти требования являются основополагающими для выполнения одного из принципов Конвенции ООН по правам ребенка – «родители для ребенка, а не ребенок для родителей»
Отсутствие такой практики в Казахстане, а также реальной оценки мотивации патронатных воспитателей и опекунов, незнание возрастных особенностей детей приводит к возврату детей в детские дома. Согласно статистике, в Казахстане из переданных в 2015 году на опеку и патронат 1107 детей 211 (19 %) – были возвращены обратно в учреждения. В 2016 году - из переданных 734 детей  возвращено 188 (26%). Практически каждый четвертый ребенок переживает вторичное сиротство.
Кроме того, беспокойство вызывает увеличение числа возвратов детей в кровные семьи, как правило, неблагополучные семей, состоящие из лиц, ранее лишенных родительских прав (в 2016 году число таких лиц состовляло 2093). Возврат детей в указанные семьи представляет серьезные риски. По имеющейся информации на учете в органах внутренних дел состоят около 12 тыс. неблагополучных семей, в которых проживают более 17 тыс. детей, каждый из которых имеет риск вновь пополнить ряды воспитанников детских домов. В стране заметно выросло число разводов, ежегодный рост которых в соотношении заключенных браков составил  36%.
Также было обращено  внимание на проблему повсеместного закрытия детских домов (48 в 2015-2016 гг.) и распределения детей в другие учреждения, зачастую находящиеся на значительном расстоянии. Такие решения должны быть исключительно обоснованными, принимать во внимание интересы детей, а также многолетний опыта функционирования этих учреждений,  наличие в них необходимой инфраструктуры и опытных профессиональных кадров.
По мнению Омбудсмена, форсирование деинституционализации детских интернатных учреждений без создания необходимой методологической базы и учета существующих реалий может привести к необратимым последствиям.
Было также предложено установить межведомственный контроль над данным процессом с учетом зарубежного опыта подготовки приемных родителей.

Пресс-служба
Уполномоченного по правам человека
в Республике Казахстан

 




 
 
Создание веб-сайта финансируется Проектом Европейского Союза «Усиление учреждения Омбудсмена в Казахстане»
Сайт разработан студией «Style-NT», 2006